Автостоянки — это целый комплекс конструкций, сооружений, огражденных участков, плавучих дебаркадеров. Подробнее о типах автостоянок можно узнать на данной странице.
Требования к ним определяются СП 113.13330.2012 /СНИП 21-02-99* и зависят от типа стоянки, ее объема и расположения.
Нормативная база
С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.
Требования к инженерным сетям
Все конструкции данных сетей монтируется с учетом сводов правил:
Все инженерные сети, монтируемые на автомобильных стоянках встроенно-пристроенного типа:
- делаются автономными;
- монтируются с элементами, которые будут проходить через перекрытия, в металле (трубах).
Электропроводка выполняется в защитном оборудовании с огнестойкостью не ниже EI 150. Во встроенных либо пристроенных автостоянках (АС) должен быть водопровод для тушения пожара, рассчитанный на определенное количество струй по СП 10.13130 . Этот же свод правил описывает способ монтажа системы пожаротушения водой в не отапливаемых АС.
Внутренний водопровод можно не делать, если:
- АС отдельно стоящая;
- отвечает требованиям п. 5.2.12;
- имеет отдельные боксы.
Если стоянка рассчитана на хранение менее 50 машин, встроена в иное здание, инженерные сети стоянки для ТС и сооружения можно не разносить, кроме вентиляции. При монтаже противопожарной части водопровода и насосного оборудования, между ними встраивают клапаны обратного давления.
Если вы проектируете отапливаемое помещение для хранения машин, нужно предусмотреть систему, которая не допускает охлаждение помещения до +5 о С (исключительно) и ниже. Вентиляционная система закрытых АС нормируется ГОСТом 12.1.005 и оборудуется приточным и вытяжным элементами. При этом свод правил 7. 13130 требует в АС как надземного, так и подземного типа оборудовать специальную вентиляционную систему для удаления газов из изолированных рамп и боксов.
Защитная система против дыма описана сводами правил 7. 13130 и 60.13330 и включает требования к:
- воздуховодам;
- встроенным вентиляторам;
- собственно вентиляционным шахтам;
- дымоприемникам и пр.
Все клапаны данной системы должны отвечать ГОСТу Р 53301 по сопротивлению газо-дымной смеси. Если АС обустраивается в жилом доме, ее вентсистема оборудуется шумопоглотителями с учетом необходимости поддерживать требуемый в жилом доме уровень шумов в ночное время.
Сводом правил 52.13330 определяются требования к осветителям и в целом системе освещения. На случай пожара предусматривается аварийная подсветка с обязательным освещением эвако-выходов и путей движения ТС, а также мест расположения средств тушения пожара.
Надежность установок электрообеспечения ППЗ (защиты от пожаров) обеспечивается по I классу. При наличии лифтовых систем и механизации движения ТС — эти системы обеспечиваются по II классу. Все остальное электрическое оборудование разрешено отнести к III классу.
Для запитки средств ППЗ используют отдельные кабельные линии, выводимые на щитки. В АС закрытого типа на входе монтируется розетка на 220В по I категории электроснабжения для запитки оборудования ППЗ.
Автоматика: АПС и тушение пожаров
Требования к данным системам обоснованы размерами и видом стоянок, типом ТС, хранимых на такой стоянке. Все устройства ППЗ должны быть сертифицированы. Тип установки для борьбы с пожаром в «автомате» определяется техрегламентом (ФЗ РФ N o 123).
АСПТ (автоматизированное тушение пожара) обязательно для:
- одноэтажных сооружений надземного типа I- III ст. огнестойкости, при площадях ор 7000 квадратов;
- всех подземного типа АС;
- всех надземных АС, имеющих от 2 этажей;
- механизированных АС любого типа;
- стоянках под мостами;
- во встроенно-пристроенных конструкциях;
- в любых АС, предназначенных для хранения ТС, перевозящих ГСМ.
Если на АС с боксами, в каждом боксе имеется выезд наружу, можно у каждого бокса не монтировать автоматическую систему тушения пожара. При условии, что здание АС имеет не более 2-х этажей.
Подземные АС обязательно требуют установки оповещателей разного типа, в зависимости от количества машино-мест:
- IV-V типа для АС с числом хранимых машин от 200 шт.;
- III типа для Ас, рассчитанных на 50-200 ТС;
- II типа, если стоянка предназначена для содержания до 50 автомобилей.
Перед обустройством стоянки для автомобилей, уточните в местных органах пожарного надзора нет ли удобных нормативных актов регионального типа.
Правила организации:
- Размещать за пределами проезжей части дороги в непосредственной близости от объекта посещения на расстоянии не более 100 м.
- Въезды и выезды не должны затруднять или задерживать движение ТС по дороге.
- Планировочные характеристики (размеры ячейки для постановки автомобиля, ширина проездов, радиусы поворотов, зоны для маневрирования) определяют схемой расстановки автомобилей.
- Размеры ячейки устанавливаются по типу автомобиля. Для городских условий в качестве расчетного принимают тип автомобиля, наиболее распространенный среди возможных пользователей стоянок. (В России за основу в расчетах приняты: Стоянки личного пользования — малолитражный тип автомобиля семейства ВАЗ, для служебных стоянок — автомобиль «Волга»).
- Если предполагается стоянка для грузовых автомобилей и автобусов, например в пригородной части города, расчетный тип выбирают в зависимости от состава транспортного потока.
- Ячейка для установки одного автомобиля должна вмещать сам автомобиль и позволять обойти вокруг него. Для этого размеры сторон ячейки должны быть на 0,5 м больше соответствующих размеров автомобиля.
- При расположении автомобильной стоянки вдоль дороги возникают трудности с въездом в ячейку и выездом из неё. Для облегчения пользования, ячейки объединяют по две и оставляют между ними зазор не менее 2 м. При вероятной постановке на стоянку автобусов этот зазор может быть увеличен до 3 м.
- Для автомобильной стоянки на проезжей части дорог должны быть предусмотрены специальные полосы. Ширина этих полос меньше, чем для движения, и в зависимости от типа автомобилей, останавливающихся на дороге, составляет 2,5…3 м.
- На дорогах в жилых кварталах с малой интенсивностью автомобильного и пешеходного движения стоянки автомобилей допускаются с заездом на тротуар. В этом случае увеличивается поперечный уклон тротуара и уменьшается до 5…10 см высота бортового камня. Свободная часть тротуара должна иметь ширину не менее 1,5 м, достаточную для устройства двух полос .
- Размеры планировочных элементов внеуличных автомобильных стоянок зависят от схемы расстановки автомобилей: по мере приближения угла расстановки к прямому увеличивается вместимость стояночной полосы, но вместе с тем увеличивается необходимая ширина проезда между рядами.
- При многорядной установке автомобилей основным также является размер ячейки для одного автомобиля.
- В целях обеспечения БДД следует запрещать остановку и стоянку всех видов ТС на обочинах (исключение — неисправные и поврежденные в результате ДТП ТС).
- Остановку ТС следует обеспечивать на стояночных полосах, расположенных на обочинах вдоль дороги за пределами земляного полотна.
Потребность во временной стоянке автомобилей
. Такая потребность имеется в городах и на автомобильных дорогах. Особенно она велика в административных центрах, зоне торговых, культурно-просветительных учреждений, а также возле транспортных узлов и крупных жилых зданий. На автомобильных дорогах возникает необходимость во временных стоянках, независящая от расположения перечисленных объектов тяготения, а связанная с необходимостью отдыха водителей, осмотра транспортных средств и т. д.
Классификация временных стоянок
. Временные стоянки в городах подразделяют на уличные, т. е. когда стоянка разрешена непосредственно на проезжей части, и внеуличные, т. е. удаленные от проезжей части. Уличные стоянки иногда называют также околотротуарными, так как стоящие автомобили согласно Правилам дорожного движения в основном должны располагаться непосредственно около бордюра тротуара (в определенных случаях разрешается размещать легковые автомобили и по краю тротуара). Способ постановки автомобилей на стоянках может определяться линиями разметки и дополнительными табличками 7.6.1–7.6.9 к знаку 5.15.
Внеуличные стоянки могут быть устроены на открытых площадках, на крышах зданий, в специальных гаражах-стоянках одно- или многоэтажного типа. Сооружают гаражи-стоянки надземного и подземного типов. Многоэтажные гаражи-стоянки в зависимости от способа перемещения в них автомобилей подразделяют на рамповые и механизированные. В рамповых гаражах автомобили передвигаются своим ходом, а в механизированных – при помощи специальных лифтов или конвейеров. Необходимость в многоэтажных гаражах-стоянках возникает, в первую очередь, в тех местах, где невозможно выделить достаточную площадь для устройства стоянки-площадки, что характерно для центральных деловых районов крупных городов.
Зарубежные данные показывают, что в крупных городах с высоким уровнем автомобилизации подавляющее число мест для временной стоянки обеспечивается за счет внеуличных стоянок. Все временные стоянки могут быть платными и бесплатными. Взимание платы, размер которой обычно определяется продолжительностью пребывания автомобиля на стоянке, не только позволяет возместить строительные и эксплуатационные расходы, но и, как показывает опыт, обеспечивает более рациональное использование стоянки владельцами автомобилей. Значительное распространение в связи с этим в наиболее стесненных центральных кварталах многих зарубежных городов получили стоянки, на которых каждое место оборудовано специальным счетчиком-паркометром индивидуального или коллективного пользования.
Временные стоянки около автомобильных дорог организуют, как правило, на открытых площадках, так как в этих условиях обычно нет необходимости размещать в одном месте большое число автомобилей. Вместе с тем важно обеспечить достаточную частоту расположения мест стоянки.
По режиму работы подразделяют стоянки: 1 – с неограниченным временем работы; 2 – с ограничением продолжительности пребывания автомобиля; 3 – с ограниченным (в течение суток) временем работы. Стоянки 2-го типа применяют в сильно загруженных движением районах и стесненных условиях, что позволяет при ограниченном числе мест обслужить большее количество владельцев автомобилей. Характерным примером является введение в ряде западных стран так называемой «голубой зоны» для уличных стоянок в определенной части города. Продолжительность пребывания на стоянке в этой зоне не должна превышать 1,5 ч. Это практически исключает возможность использования уличных стоянок в этих зонах лицами, приезжающими на работу, т. е. исключает трудовые поездки, обусловливающие наиболее длительное пребывание автомобилей на временных стоянках. Для контроля за продолжительностью стоянки в зонах с ограниченным временем пребывания на автомобиле устанавливают картонный циферблат с передвижными стрелками, на котором владелец должен обозначить время прибытия.
Режим стоянок 3-го типа вводят на отдельных улицах, пропускная способность которых в пиковое время при наличии стоящих автомобилей недостаточна. Он может быть введен также в определенные часы в связи с необходимостью выполнения специальных погрузочно-разгрузочных работ, уборкой улиц или самих площадок для стоянки. Такой же режим может применяться и на внеуличных стоянках-площадках (например, расположенных около административных и культурных центров), чтобы предотвратить превращение их в место постоянного хранения личных автомобилей. Схема, отображающая основные классификационные признаки временных стоянок, предназначенных для паркирования автомобилей, приведена на рис. 9.8
Определение размеров стоянок
. При определении необходимой площади для стоянки автомобилей следует исходить из уровня автомобилизации в регионе преобладающего типа автомобилей, для которых она рассчитывается, мощности обслуживаемого объекта притяжения и ожидаемой средней длительности пребывания автомобилей на стоянке в период интенсивного спроса. Площадь одного места принимается обычно 20–25 м 2 для легковых автомобилей и 40–85 м 2 для грузовых и автобусов.
Продолжительность пребывания легковых автомобилей зависит прежде всего от характера обслуживаемого объекта и цели поездки. Можно назвать следующие характерные цели поездок: на работу (учебу); служебно-деловые (в рабочее время); культурно-бытовые, экскурсионно-туристские и др. Наименьшая продолжительность единовременной стоянки наблюдается при служебно-деловых поездках и посещении торговых и бытовых предприятий. Длительность нахождения автомобиля на таких стоянках не превышает 1 – 1,5 ч. Время нахождения на стоянке у зрелищных предприятий определяется продолжительностью представления. Наибольшее время нахождения автомобилей на стоянках при поездках на работу определяется длительностью рабочего дня. Как показывают исследования, на продолжительность пребывания автомобиля на стоянках почти всех видов существенно влияют размеры города. В крупнейших городах по сравнению с малыми время стоянки увеличивается примерно вдвое.
СНиП 2.07.01–89* содержит нормативы, которые предназначены для градостроительного проектирования и могут быть использованы для обоснования оперативных мер по организации временных стоянок. Нормы рассчитаны на уровень автомобилизации до 250 авт./1000 чел., а при больших значениях должны быть увеличены.
Отдельные площадки или околотротуарные зоны должны быть выделены для автомобилей-такси в местах, где имеются резервы пропускной способности.
Найти хорошую автостоянку – задача не из легких. И подходить к ней необходимо ответственно, если не хотите в одно далеко не прекрасное утро обнаружить своего верного коня не в полной комплектации. Ну или вовсе не найти – тут уж как кому повезет.
Поэтому действуйте на опережение и выбирайте действительно хорошую автостоянку, на которой с вашей машиной ничего не произойдет. Правда, понятие «хорошая» у каждого своя, поэтому стоит рассмотреть все возможные варианты, оценить плюсы и минусы и только потом принимать решение. Платная стоянка кажется надежной, но далеко не все люди готовы включить этот пункт расходов в свой бюджет. Кто-то выбирает подземные парковки, а кто-то и вовсе стоянки у магазинов – словом, выбор большой.
Многое зависит от того, на какой срок вам нужна парковка. Если речь идет о коротком промежутке времени – например, вам необходимо сходить в супермаркет или вы отправляетесь в командировку на сутки, а в аэропорт приехали на машине, можно обойтись местной парковкой. Но и тут есть два варианта – бесплатная и платная. Плюсы бесплатной стоянки очевидна – экономия денег. Однако помните о том, что на данной парковке за вашу машину никто никакой ответственности не несет.
Конечно, если вы оставляете машину буквально на пару минут, особо переживать не стоит – шансы, что с ней что-то случится, крайне невелики. А вот если вам необходимо оставить машину на несколько часов и дольше, все же позаботьтесь о платной стоянке – только в этом случае вы можете быть уверены в том, что с вашей машиной ничего не случится.
Но помните, что платная временная стоянка – это не та, где какие-то неизвестные личности взяли деньги и исчезли в неизвестном направлении, а та, где вашу машину примут, выдадут вам квитанцию, подтверждающую, что вы передали машину на хранение. Как правило, временные парковки практикуют почасовую оплату – на то они и временные.
Постоянные стоянки
Для постоянного же хранения автомобиля стоит прибегнуть к иным видам парковок.
Муниципальная стоянка.
Самые распространенные из них – муниципальные парковки, которые есть практически во всех более ли менее крупных городах. Однако немногие люди, оставляющие там машины, знают о главном – машины там не охраняются!
Предвидим многочисленные возражения – мол, как же так, мы же платим деньги! Да, деньги автовладельцы платят, но совсем за иные услуги: уборка бытового мусора с территории автостоянки, размещение автомобилей на стоянке и многие другие. Но только не охрана! Поэтому обязательно узнайте, есть ли на приглянувшейся вам стоянке такая услуга, как охрана автомобиля.
Частная автостоянка.
Самый разумный выбор – это, конечно же, охраняемая платная стоянка. В зависимости от добросовестности владельцев автостоянки (которая, кстати говоря, во многом зависит от цены), стоянка может находиться под контролем только охранников, либо же еще и целой системы видеонаблюдения. Поэтому вы можете спать спокойно – ваша машина под надежной охраной.
Если даже с ней что-то и случится, ущерб будет возмещен вам в полной мере. Но только в том случае, если с документами будет все в порядке. Поэтому запомните как дважды два: прежде чем отдать предпочтение той или иной стоянке, убедитесь, что все документы в порядке – лицензия должна быть в любом случае! Не поленитесь внимательно прочитать договор на оказание услуг – тем самым вы обезопасите себя от неприятных сюрпризов.
В договоре обязательно должны быть указаны не только полные данные о владельце автостоянке, но и данные о клиенте – фамилия, имя, отчество, адрес прописки, полные данные о самом транспортном средстве. Только в этом случае вы можете быть спокойны за сохранность своего автомобиля.
При выборе автостоянки учитывайте несколько очень важных нюансов. Первое – это покрытие автостоянки: оно обязательно должно быть твердым, в идеале асфальтовым. Второе – это освещенность. Казалось бы, такая мелочь, но не тут-то было – если стоянка не освещена, то в темное время даже система видеонаблюдения может оказаться бесполезной. И, наконец, обратите внимание на навесы, если стоянка на открытом воздухе – нежелательно, чтобы ваша машина подвергалась прямому воздействию снега или дождя.
На сегодняшний день к услугам автовладельцев крупных городов – так называемые механизированные парковки. Принцип такой парковки прост, как и все гениальное – машина помещается в специальный бокс, при помощи специального устройства. Просто, быстро, защита машины максимальна – одним словом, мечта, а не парковка.
Правда, минус у такой стоянки все же есть – достаточно внушительная стоимость. Поэтому и доступна она далеко не для всех: чаще всего подобные парковки находятся на территориях элитных жилых комплексов и аэропортов. Если цена вас не пугает, вы можете быть абсолютно спокойны за своего железного коня.
Дедовский метод
Как ни странно, самая распространенная на сегодняшний день автостоянка – стихийная, под окнами жилых домов. Несмотря на далеко не спокойную криминогенную обстановку в нашей стране, тяга к халяве у нашего народа неистребима – ну еще бы, ведь такая стоянка совершенно бесплатная.
Правда, последствия такого хранения могут быть самыми печальными – машину могут угнать, снять запчасти или банально обокрасть. И тот факт, что машина стоит прямо под вашими окнами и установлена сигнализация, может разве что упокоить морально. Хотя некоторые меры по защите своего автомобиля вы можете предпринять:
Ценные вещи.
Обязательно забирайте из машины все ценные вещи – барсетки, сумочки, магнитолы, телефоны. Чаще всего воришек привлекают именно они, поэтому не стоит подвергать нехороших людей соблазну. Причем это касается не только ночного времени суток – это необходимо делать даже в том случае, если вы заехали домой выпить кофе.
Сигнализация.
Конечно же, сигнализация не является надежной защитой от злоумышленников, всерьез вознамерившихся угнать ваш автомобиль. Однако мелких воришек сигнализация вполне способна спугнуть, да и вас оповестит о том, что на ваш автомобиль кто-то посягает. Разумеется, это эффективно только в том случае, если машина находится действительно под окнами, а не где-то на задворках.
Устройство и
оснащение стоянок, их планировка должны
обеспечивать соблюдение правил техники
безопасности, противопожарной
безопасности, обеспечивать сохранность
подвижного состава и рациональное
использование рабочего времени.
Автомобили можно
хранить в помещениях и на открытых
площадках. Способ хранения выбирают в
зависимости от географического
расположения хозяйства, его возможностей,
списочного состава и степени готовности
автомобилей к выезду, зависящей от
условий эксплуатации.
При организации
хранения автомобилей необходимо
соблюдать следующие условия:
1. автомобили,
которые должны быть постоянно готовы
к немедленному выезду, следует хранить
в отапливаемых помещениях;
2. автобусы и
легковые автомобили нужно хранить в
помещениях;
4. грузовые автомобили
в зависимости от климатических условий
можно хранить в закрытых помещениях,
под навесами или на открытых площадках;
5. автоцистерны
для перевозки жидкого топлива необходимо
ставить на открытых площадках под
навесами или в изолированных помещениях,
имеющих непосредственный выезд наружу;
6. газобаллонные
автомобили и автоприцепы следует хранить
под навесами или на открытых площадках.
Геометрические
размеры стоянок для автомобилей
определяют числом мест хранения,
габаритными размерами автомобилей и
способом расстановки, размерами проходов
между транспортными средствами,
расстояниями между автомобилями и
элементами зданий и шириной проезда на
стоянке.
Температура воздуха
в отапливаемых помещениях для хранения
автомобилей зимой должна быть не ниже
+ 5 °С. Для автомобилей, которые хранятся
на открытых площадках, необходимо
предусматривать средства, облегчающие
пуск двигателя в холодное время года,
и помещения для обогрева автомобилей
перед поступлением их на техническое
обслуживание или ремонт.
Площадки для
хранения автомобилей располагают на
сухих незатапливаемых местах с ровной
поверхностью и незначительным уклоном
для ливниевых и талых вод. Их оборудуют
водоотводными канавами и снегозадерживающими
устройствами. Площадки делают прямоугольной
формы и размещают так, чтобы направление
господствующих ветров было вдоль рядов
автомобилей. Для лучшей защиты от снежных
заносов высаживают деревья и кустарники.
Для удобства
обслуживания расстояние от хранимых
на площадках автомобилей до стен зданий
должно быть не менее 10 м, а до противопожарных
стен зданий или до ограды участка – не
менее 2 м.
Согласно СНиП 21 –
02 – 99 «Стоянки автомобилей. Parkings»,
стоянка для автомобилей – это здание,
сооружение (часть здания, сооружения)
или специальная открытая площадка,
предназначенные только для хранения
(стоянки) автомобилей.
на открытых наземных
одноярусных стоянках автомобиль занимает
с учетом зазоров безопасности и проездов
25 м2 площади. При многоярусном же хранении
автомобилей приведенная площадь участка
значительно снижается: для двух ярусов
– 15 м2, для трех – 10, для четырех – 8, для
пяти – 6 м2 .
Автостоянки
различают:
а) по типу размещения:
– подземные (до 5
этажей), расположенные ниже уровня земли
(рис. 3.1);
Рис. 3.1. Виды
использования эксплуатируемой крыши
подземных и полуподземных гаражей –
стоянок: а – под озеленение; б – под
спортивно – игровую площадку; в – под
открытую кратковременную стоянку
Наземные –
представляющие огороженную площадку
с твердым покрытием;
Надземные,
расположенные выше уровня земли (рис.
3.2);
Рис. 3.2. Крупный
полурамповый гараж: а – план типового
этажа; б – разрез
Встроенные и
пристроенные к зданиям и сооружениям
(рис. 3.3).
Рис. 3.3. Автостоянка
под жилым домом, не имеющим квартир в
нижних этажах: 1 – возможное развитие
автостоянки; 2 – открытая автостоянка;
3 – технический этаж:; 4 – коридор; 5 –
закрытая отапливаемая автостоянка
б) по назначению:
для постоянного
хранения;
для временного
хранения;
в) по типу размещения
автомобилей:
манежные – без
ограждающих конструкций машино – места;
боксовые;
г) по способу
хранения автомобилей:
отапливаемые;
неотапливаемые;
д) по способу
установки автомобилей на место:
с участием водителей
– рамповые, лифтовые;
без участия водителя
– механизированные;
е) по конструктивному
исполнению здания:
закрытые – здание
имеет наружные стены;
открытые – без
стен.
В настоящее время
наиболее востребованы следующие типы
автостоянок:
Надземные открытые
рамповые с манежным хранением;
Надземные закрытые
отапливаемые и неотапливаемые рамповые
с манежным хранением;
Закрытые
отапливаемые или неотапливаемые рамповые
с боксовым хранением.
Надземные автостоянки
могут проектироваться высотой не более
9 этажей. Высота помещений в местах
хранения и проезда автомобилей и на
путях эвакуации людей должна быть не
менее 2,0 метра от пола до низа выступающих
конструкций.
Таблица 3.2 Параметры
мест хранения
Рис. 3.4. Расстояние
между автомобилями и элементами
строительных конструкций
Объемно –
планировочная структура автостоянок
включает:
– места хранения
автомобилей;
Внутренние
проезды;
Рампы и лифты;
– помещения постов
мойки, технического обслуживания и.
мелкого ремонта;
– помещения
инженерного обеспечения;
– служебные
помещения для обслуживающего и дежурного
персонала (контрольные и кассовые
пункты, диспетчерская, охрана);
–санитарные узлы,
а также лифты для людей, причем размеры
кабины одного из пассажирских лифтов
должны обеспечивать транспортировку
инвалидов, пользующихся креслами –
каталками.
В автостоянках
применяются следующие способы хранения
автомобилей и соответственно планировочные
типы:
а) манежный;
б) боксовый (рис.
3.5).
Рис. 3.5. Планировочные
типы автостоянок