Система питания Д243. Система питания Д243 Техническое обслуживание двигателя д 243

Дизель Д-243 от Минского моторного завода считается одним из наиболее востребованных двигателей. С 1974 года началось производство популярных тракторов МТЗ-80/82, которые создаются и сегодня. Со временем для транспортных средств стали использоваться дизельные моторы, представляющие главный силовой агрегат белорусских тракторов. Высокие технические характеристики двигателя Д-243 стали предпосылкой для выпуска целой линейки двигателей с разной комплектацией.

Содержание
  1. Сфера применения устройств
  2. Техническое оснащение дизельного агрегата
  3. Составные элементы дизельного мотора
  4. Цилиндровый блок
  5. Головка дизельного механизма
  6. Главные механизмы дизеля
  7. Основные системы двигателя
  8. Питание
  9. Смазочная система
  10. Система охлаждения
  11. Двигатель ММЗ Д-243
  12. Характеристики Д-243
  13. Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-243
  14. Модификации Д-243 и их отличия
  15. Неисправности Д-243
  16. Тюнинг двигателей Д-243
  17. Установка турбины
  18. Обслуживание системы питания (топливной системы) дизеля Д-243/Д-242
  19. Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243
  20. Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя Д-243
  21. Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров Д-243
  22. Разборка и очистка ротора центробежного масляного фильтра Д-243
  23. Операции технического обслуживания системы охлаждения Д-243
  24. Техническое обслуживание воздухоочистителя
  25. Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива Д-243
  26. Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-243
  27. Проверка на дизеле угла начала подачи топлива насосом

Сфера применения устройств

Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:

  • Трактор ТТЗ-80.10 от Ташкентского завода;
  • Тракторы МТЗ 80/82 и современные модификации;
  • Погрузчик ТО-18Б АО белорусского производства;
  • Экскаватор ЭО-3323А от Тверского завода;
  • Дизельные электрические станции АД-12/16/20/30.

Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.








Техническое оснащение дизельного агрегата

Двигатель оснащен 4 тактами. Цилиндры располагаются вертикально, в ряд, а впрыск топлива производится прямо в них. Технические характеристики ММЗ Д-243 представлены в таблице.

Характеристики Показатели
Количество цилиндров 4
Порядок запуска цилиндров 1 – 3 – 4 – 2
Диаметр цилиндров 11 см
Расстояние между низкими и высокими положениями поршня 12,5 см
Мощность двигателя 59,6 кВт
Рабочий объем 4,75 л
Минимальное количество оборотов 600 вращений в минуту
Наибольшее число вращений 2380 оборотов в минуту
Расход топлива 226 г/кВтч
Расход масла на время гарантийного обслуживания Составляет 1,1% по отношению к топливу
Вращение Правое
Вес мотора в снаряженном сухом виде 430 – 490 кг

Использование дизельного двигателя ММЗ Д-243 актуально в местах с температурой -45 — +40 и полноценной вентиляцией.

Составные элементы дизельного мотора

Конструкция Д-243 обладает традиционным оснащением. Основа представлена блоком цилиндров, изготовленных из чугуна. Из этого же материала производится головка блока и элементы системы газораспределения.

Цилиндровый блок

Представляет собой основу конструкции устройства. Производится из чугуна и имеет 4 отверстия для фиксации цилиндров. Установка производится при помощи гильз, которые закрепляются в верхнем посадочном поясе. Нижняя часть элементов монтируется специальными резиновыми кольцами. Между блоком цилиндров и гильзой остается свободное пространство, в котором перемещается охлаждающая жидкость.

В блоке есть каналы для подачи смазки к подшипникам. С внешней стороны устройства имеются плоскости, предназначенные для фиксации различных приспособлений: водяной помпы, фильтров и прочих.

Головка дизельного механизма

Является цельным элементом дизельного двигателя Д-243, отливается из чугуна. Деталь обеспечивает полноценное функционирование топливной и газораспределительной системы. В головке имеются каналы, обеспечивающие приток свежего воздуха и удаление отработанных газов. Перекрываются отверстия специальными клапанами.

В верхней части располагаются коромысла, колпак, закрывающий клапаны, и всасывающий коллектор. Рядом с ТНВД находятся форсунки. С противоположной стороны – выхлопной коллектор.

Главные механизмы дизеля

Для обеспечения нормальной работы двигателя Д-243 необходимы два элемента.

Кривошипно-шатунный механизм мотора включает в себя следующие детали:

  • Коленвал.
    Производится из стали, уплотняется манжетами с обеих сторон. На вал крепятся приводы масляного насоса, шкив генератора и другие детали.
  • Поршни.
    Изготавливаются из алюминия. На поршнях располагаются канавки, в которые монтируются 3 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
  • Шатуны.
    Стальные детали, на головке которых имеется запрессованная втулка и каналы для попадания масла в поршни.
  • Коренные и шатунные подшипники.
    Для дизеля Д-243 подбираются вкладыши с двумя разными размерами.
  • Маховик.
    Чугунный элемент, который закрепляется на фланце коленчатого вала.

Механизм газораспределения состоит из следующих деталей:

  • Распределительный вал.
    Устанавливается на коленвале, имеет 3 втулки, выполняющие функции подшипников.
  • Толкатели.
    Стальные элементы с рабочей частью, выполненной из отбеленного чугуна.
  • Штанги.
    Взаимодействуют с толкателями. При их производстве используются стальные стержни.
  • Коромысла клапанов.
    В механизме газораспределения дизельного мотора они раскачиваются на оси и фиксируются на цилиндрах 4 шпильками.
  • Выпускные и впускные клапаны.
    Выполнены из жаропрочной стали, закрываются при помощи пружин.
  • Уплотнительные манжеты.
    Предотвращают попадание масла в выхлопной коллектор и цилиндры.

Основные системы двигателя

За счет 3-х главных систем дизельный двигатель ММЗ Д-243 осуществляет свою работу. От каждой из них зависит производительность мотора.

Питание

Состоит из нескольких составных частей:

  • Топливный насос (ТНВД).
    Действует от коленчатого вала при помощи распределительных шестеренок, оснащен парой рычагов и всережимным регулятором.
  • Форсунка.
    Впрыскивает дизельное топливо в цилиндр. Форсунки имеют 5 отверстий.
  • Топливные фильтры.
    Осуществляют грубую и тонкую очистку топлива.
  • Воздухоочистители.
    Очищение воздухи происходит при помощи центробежной силы и масляного пылеуловителя.

Смазочная система

Для дизельного двигателя применяется комбинированная система смазки. Подача смазывающего вещества к деталям мотора производится под действием давления. При помощи разбрызгивания смазываются элементы кривошипно-шатунного механизма и других систем.

В Д-243 задействован шестеренчатый масляный насос с одной секцией. Он крепится болтами к крышке переднего коренного подшипника. Оптимальные показатели давления поддерживаются за счет предохранительного клапана. Сливной клапан регулирует давление, сбрасывая излишки масла в картер.

Система охлаждения

Охлаждение дизельного двигателя производится принудительно, при помощи центробежного насоса. Регулировка оптимальной температуры осуществляется дистанционным методом с использованием специального датчика, встроенного в головку цилиндров.

Нормальные показатели температуры – 85 – 95 градусов.

Дизельный двигатель Д-243 – мощное производительное оборудование, которое устанавливается в современные тракторы, погрузчики, экскаваторы. Перед началом работ новый мотор обязательно подвергается обкатке, сначала на холостом ходу (5 минут), затем с нагрузкой, которая постепенно возрастает (30 часов). В период эксплуатации важно не допускать перегрузок двигателя. Обслуживание производится в соответствии с регламентом.


Двигатель ММЗ Д-243

Характеристики Д-243

Производство ММЗ
Марка двигателя Д243
Годы выпуска 1974-н.в.
Материал блока цилиндров
чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация рядный
Количество цилиндров
4
Клапанов на цилиндр
2
Ход поршня, мм 125
Диаметр цилиндра, мм
110
Степень сжатия 16
Объем двигателя, куб.см
4750
Мощность двигателя, л.с./об.мин
60/2200
81/2200
83/2200
Крутящий момент, Нм/об.мин
274/-
298/1600
298/1600
Экологические нормы
Евро 0
Евро 1
Турбокомпрессор
Вес двигателя, кг
430 (Д243)
Расход топлива, л/час (для ГС-10.01)
8.8
Расход масла, % к расходу топлива, до
1.1
Масло в двигатель
5W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе, л
12
Замена масла проводится, часов
500
Размеры, мм:
— длина
— ширина
— высота
1003
676
1223
Ресурс двигателя, часов

— по данным завода

— на практике
8 000

Тюнинг, л.с.

— потенциал

— без потери ресурса
100+

Двигатель устанавливался
МТЗ-80, 82, 892, 952
МТЗ МТ-353, МП-403, МГЛ-363, ММП-393, МПЛ-373
ТТЗ-80
Беларус-90, 820, 821, 900
ЕК-12, ЕК-14
ЭО-3323
ВП-05-04
Погрузчики 41008 Злата, 40810, 41015, 41306
АД30, АД60
АДД-4004
ЭД30
ДУ-98, 100
МЗ Арсенал
Амкодор-6641, 6622

Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-243

Производство дизеля Д243 на заводе в Минске было начато в 1974 году, и это был рядный 4-х цилиндровый мотор. Здесь применен чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна, внутри этого блока стоит стальной коленвал с ходом поршня 125 мм, с коренными шейками 75.25 мм и с шатунными шейками 68.25 мм. Шатуны стальные длинной 230 мм, поршни алюминиевые диаметром 110 мм с поршневыми пальцами диаметром 38 мм. Это обеспечивает рабочий объем 4.75 литра.
Давление масла на ММЗ Д-243 должно находиться в диапазоне 2.5-3.5 кгс/см 2 .

Сверху блока установлена чугунная головка с 2-мя клапанами на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 48 мм, а выпускных 42 мм, толщина ножки — 11 мм. Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал находится в блоке и приводит клапана в движение через толкатели, штанги и коромысла.
Каждые 500 часов работы нужно проверять и регулировать клапаны. Зазоры клапанов следующие: впуск и выпуск — 0.25 мм. Порядок регулировки клапанов совпадает с порядком работы — 1-3-4-2.

Для этих моторов идет топливный насос 4УТНИ.
На основе 243-го был создан известнейший турбодизель Д-245 .

Модификации Д-243 и их отличия

1. Д-243 — обычная версия мощностью 81 л.с.
2. Д-243Л — такой же Д-243, но с другим выпускным коллектором.
3. Д-243.1 — мотор мощностью 83 л.с.
3. Д-243.2 — версия для шахтных автомобилей мощностью 60 л.с.

Неисправности Д-243

Это простой мотор без наддува и дополнительной электроники и, соответственно, он не имеет множества проблем присущих турбированным дизелям Д-245. В любом случае, возраст берет свое и, если у вас имеются проблемы с дымностью, а также с прочей радостью, тогда расписаны причины их возникновения.

Тюнинг двигателей Д-243

Установка турбины

Можно переделать свой атмосферный 243-й в турбированный Д-245 , тем самым добавив ему немного мощности. Для реализации этого вам необходима турбина ТКР 6 от 245-го, выпускной коллектор под нее от Д-245, сделать маслоподачу и маслослив, настроить свой ТНВД и все будет работать на стандартных поршнях. Для этого продаются готовые комплекты установки турбины за вполне нормальные деньги.
Полноценного Д-245 таким образом не получить (отличаются блок, коленвал и поршни), но мощностей вы мотору добавите.

Array
( => Array
( => Оформление заказа
=> /info/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 0
=> Array
()
=> Array
( => Оформление заказа)
=> 1
=>)
=> Array
( => Оплата
=> /info/payment/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 1
=> Array
()
=> Array
( => Оплата)
=> 1
=>)
=> Array
( => Доставка
=> /info/delivery/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 2
=> Array
()
=> Array
( => Доставка)
=> 1
=>)
=> Array
( => Гарантия
=> /info/warranty/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 3
=> Array
()
=> Array
( => Гарантия)
=> 1
=>)
=> Array
( => Новости
=> /info/news/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 4
=> Array
()
=> Array
( => Новости)
=> 1
=>)
=> Array
( => Акции
=> /info/sale/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 5
=> Array
()
=> Array
( => Акции)
=> 1
=>)
=> Array
( => Статьи
=> /info/articles/
=> 1
=> R
=> Array
()
=> D
=> 6
=> Array
()
=> Array
( => Статьи)
=> 1
=>)
=> Array
( => Вопрос-ответ
=> /info/faq/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 7
=> Array
()
=> Array
( => Вопрос-ответ)
=> 1
=>)
=> Array
( => Производители
=> /info/brands/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 8
=> Array
()
=> Array
( => Производители)
=> 1
=>)
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> /info/catalogs/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 9
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц)
=> 1
=> 1
=> Array
( => Array
( => ММЗ
=> /info/catalogs/mmz/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 0
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> ММЗ)
=> 2
=>)
=> Array
( => МТЗ
=> /info/catalogs/mtz/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 1
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> МТЗ)
=> 2
=>)
=> Array
( => ЯМЗ
=> /info/catalogs/yamz/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 2
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> ЯМЗ)
=> 2
=>))))

Система питания топливом двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14, в соответствии с рисунком 1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака.

Рис. 1 — Схема питания топливом дизельного двигателя Д-243/Д-242

1 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубки топливные; 4 — топливный насос; 5 — трубка топливная высокого давления; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — воздухоочиститель; 8 — фильтр грубой очистки воздуха; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — впускной коллектор; 11 — глушитель; 12 — выпускной коллектор; 13 — форсунка.

Топливный насос высокого давления ТНВД дизеля Д-243/Д-242

На дизель Д-243/Д-242 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ. Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни.

Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.

В регуляторе ТНВД размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).

Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насосов высокого давления смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.

Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце. При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200…250 см3 масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.

Проверка и контроль ТНВД Д-243/Д-242 4УТНИ и 4УТНИ-Т

Проверку производите через 2000 часов работы дизеля.


Регулировка ТНВД двигателя Д-243/Д-242

1 – винт регулировочный скоростного режима; 1а — винт регулировочный минимального холостого хода; 2 — болт номинала (упор); 3 — венец зубчатый; 4 — винт стяжной; 5 — втулка поворотная; 6 — регулировочный болт толкателя с контргайкой.

Регулировку скоростного режима проводите регулировочным винтом, ввернутым в прилив корпуса регулятора в соответствии с рисунком 1(а). Винт ограничивает перемещение рычага управления подачей топлива.

Регулировочный винт фиксируется контргайкой и пломбируется. Для увеличения скоростного режима выверните винт регулировочный 1 в соответствии с рисунком 1(а), для уменьшения — вверните его.

Часовую производительность топливного насоса высокого давления ТНВД Д-243/Д-242 (4УТНИ) регулируют болтом номинала 2, ввернутым в заднюю стенку регулятора, в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании болта производительность насоса увеличивается, при выворачивании — уменьшается. Для регулировки частоты вращения минимального холостого хода используйте винт регулировочный 1а в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании винта частота вращения минимального холостого хода увеличивается. Равномерность подачи топлива и производительность каждой секции топливного насоса 4УТНИ регулируйте перемещением поворотной втулки, а, следовательно, и плунжера относительно венца зубчатого 3, в соответствии с рисунком 1(б), при ослабленном винте стяжном 4.

При повороте втулки поворотной 5 влево подача топлива секцией увеличивается, при повороте втулки вправо — уменьшается. Регулировку угла начала подачи топлива производите регулировочным болтом толкателя 6. При вворачивании болта угол начала подачи уменьшается, при выворачивании — увеличивается.

Форсунка дизелей Д-243/Д-242

Форсунка двигателя Д-243/Д-242 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи.

На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ »). Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.

Топливные фильтры дизельного двигателя Д-243/Д-242

Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей.

В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздухоочиститель и впускной тракт. Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.

На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.

Турбокомпрессор двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры двигателя.

Обслуживание системы питания (топливной системы) дизеля Д-243/Д-242

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива

При затрудненном пуске дизеля Д-243, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после проверки на стенде через 2000 часов работы или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.

Проверку угла опережения впрыска топлива для двигателя Д-243/Д-242 производите в следующей последовательности:

Установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините мениск для установки угла опережения впрыска топлива (моментоскоп);

— проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;

— поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30-40°;

— медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;

— выверните фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике. Это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее: — 20° до ВМТ.


Привод топливного насоса ТНВД двигателя Д-243/Д-242

1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – фланец; 6 – шестерня привода топливного насоса

Если фиксатор не вошел в отверстие маховика или перекошен — произведите регулировку, для чего проделайте следующее:

Снимите крышку люка 1;

— вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;

— отпустите на 1…1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса 6;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;

— при помощи ключа поверните за гайку специальную 4 валик топливного насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса 6 до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;

— установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки;

— медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;

— в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите вращение валика и затяните гайки крепления шестерни;

— произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;

— отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.

— заверните в отверстие заднего листа фиксатор.

Проверка форсунок Д-243/Д-242 на давление начала впрыска и качества распыла топлива

Проверку форсунок производите через 2000 часов работы.

Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту. Отрегулируйте форсунки на давление впрыска 22,0-22,8 Мпа.

В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от нагара, для чего разберите форсунку. Отверните колпак, отпустите контровочную гайку и выверните на 2-3 оборота регулировочный винт (ослабив тем самым пружину), после чего отверните гайку распылителя и снимите распылитель. Другой порядок разборки может привести к поломке штифтов, центрирующих распылитель.

Очистите распылитель форсунки двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14 от нагара деревянным скребком, сопловые отверстия прочистите с помощью наколки-пенала для очистки сопловых отверстий распылителей форсунок, или струной диаметром 0,3 мм.

Если отверстия не прочищаются, положите распылитель на 10-15 мин в ванночку с бензином, после чего снова прочистите их. Промойте распылитель в чистом бензине, а затем в дизельном топливе.

Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо заменить новым. Новые распылители перед установкой в форсунку расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе. Соберите форсунку в порядке, обратном разборке. Отрегулируйте регулировочным винтом давление начала впрыска топлива.

Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак. Установите форсунки на дизель. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20…25 Нм.

Array
( => Array
( => Оформление заказа
=> /info/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 0
=> Array
()
=> Array
( => Оформление заказа)
=> 1
=>)
=> Array
( => Оплата
=> /info/payment/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 1
=> Array
()
=> Array
( => Оплата)
=> 1
=>)
=> Array
( => Доставка
=> /info/delivery/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 2
=> Array
()
=> Array
( => Доставка)
=> 1
=>)
=> Array
( => Гарантия
=> /info/warranty/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 3
=> Array
()
=> Array
( => Гарантия)
=> 1
=>)
=> Array
( => Новости
=> /info/news/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 4
=> Array
()
=> Array
( => Новости)
=> 1
=>)
=> Array
( => Акции
=> /info/sale/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 5
=> Array
()
=> Array
( => Акции)
=> 1
=>)
=> Array
( => Статьи
=> /info/articles/
=> 1
=> R
=> Array
()
=> D
=> 6
=> Array
()
=> Array
( => Статьи)
=> 1
=>)
=> Array
( => Вопрос-ответ
=> /info/faq/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 7
=> Array
()
=> Array
( => Вопрос-ответ)
=> 1
=>)
=> Array
( => Производители
=> /info/brands/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 8
=> Array
()
=> Array
( => Производители)
=> 1
=>)
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> /info/catalogs/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 9
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц)
=> 1
=> 1
=> Array
( => Array
( => ММЗ
=> /info/catalogs/mmz/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 0
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> ММЗ)
=> 2
=>)
=> Array
( => МТЗ
=> /info/catalogs/mtz/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 1
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> МТЗ)
=> 2
=>)
=> Array
( => ЯМЗ
=> /info/catalogs/yamz/
=>
=> R
=> Array
()
=> D
=> 2
=> Array
()
=> Array
( => Каталоги деталей
и сборочных единиц
=> ЯМЗ)
=> 2
=>))))

Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243

При замене масла в картере дизеля Д-243 трактора МТЗ-82 выполняйте следующие рекомендации:

Заливайте масло до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки;

Проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;

Замену масла в картере двигателя производите через 500 ч. (при ТО-2).

Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой.

Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя Д-243

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора МТЗ -82 и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25…0,30 мм для впускных и выпускных клапанов.

Регулировку клапанов Д-243 производите в следующем порядке (рис. 1):

Установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);

Отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу 3.

После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу.

Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по ходу часовой стрелки.

Рис. 1 — Регулировка зазоров в клапанах двигателя МТЗ-82

Допускается регулировка клапанов Д-243 другим способом:

Снимите колпак крышки головки цилиндров;

Проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;

Проверните коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан — заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах (отсчет клапанов от вентилятора);

Проверните коленвал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.

После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При перепроверке на холодном двигателе допускаются зазоры 0,20…0.35 мм для впускных и выпускных клапанов.

Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров Д-243

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 10ОО ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке:


Рис. 2

Снимите колпак и крышку головки цилиндров;

Снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;

Динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 2. Момент затяжки должен быть 19-21 кгсм (190-210 Нм);

После проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами.

Установите на место крышку головки и колпак крышки.


Рис. 3

Разборка и очистка ротора центробежного масляного фильтра Д-243

Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно со сменой масла в картере двигателя МТЗ-82.

Очистку ротора производите в следующей последовательности:

Отверните колпачковую гайку 1 (рис. 3) крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;

Между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 3). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;

С помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;

При необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;

Соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стакане ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор; гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгсм (35-50 нм);

Проверьте работу центробежного масляного фильтра. После остановки дизеля в течение 30-60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора.

Промывка фильтра предварительной очистки масла Д-243

После обкатки трактора МТЗ-82 и через каждые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 4) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль обеспечьте вход масла с той же стороны, что и до снятия фильтра.


Рис. 4

Промывка набивки сапуна

Набивку сапуна дизельного двигателя МТЗ-82 промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом.

Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.

Регулировка сливного клапана центрифуги

При работе дизеля МТЗ-82 на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,5-3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МПа). Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла.

Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 5), предварительно сняв резьбовую пробку.


Рис. 5

Операции технического обслуживания системы охлаждения Д-243

При ТО системы охлаждения двигателя МТЗ-82 придерживайтесь следующих рекомендаций:

Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);

Следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;

Содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;

Натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;

При необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;

В водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации.

Техническое обслуживание воздухоочистителя

Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля Д-243, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности воздушного фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности.

Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 6):

Снимите с двигателя МТЗ-82 воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);

Очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на дизель;

Заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;

Проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;

При сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем — фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец — фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6.


Рис. 6

В случае отсутствия на тракторе МТЗ-82 или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла.

В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки.

При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые 1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя, как указано выше в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д».

Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива Д-243

Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 7) в нижней части стакана и слейте отстой до появления чистого топлива.


Рис. 7

Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего (рис. 8):

Закройте краник топливного бака;

Снимите болты 1 крепления стакана 3;

Снимите стакан 3;

Отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;

Снимите рассеиватель;

Промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в дизельном топливе и установите их на место.


Рис. 8

После сборки фильтра заполните систему топливом.

Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-243

Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Для этого отверните пробку (рис. 9) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива.

Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 9):

Закройте кран топливного бака;

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;

Отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;

Промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;

Установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;

Откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.


Рис. 9

Заполнение системы питания топливом и удаление воздуха

Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 10) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива.

При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной подкачки.


Рис. 10

Проверка и регулировка форсунки Д-243

Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и направьте в мастерскую для проверки их на стенде.

Проверка на дизеле угла начала подачи топлива насосом

При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом.

Проверку угла производите в следующей последовательности:

Установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

Отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);

Проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;

Удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;

Выверните установочный болт 1 (рис. 11) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его не-нарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик.

При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста.

Введение
…………………………………………………………………………………………………………………….

Назначение, устройство, принцип работы системы питания дизельного двигателя

Д-243
………………………………………………………………………………………………………………………….

Схема системы питания дизельного двигателя
Д-243
……………………………………………..

Назначение, устройство, принцип работы топливного насоса высокого давления..10

Порядок регулировки количества подачи и момента начала подачи топлива в

двигатель
…………………………………………………………………………………………………………………

Неисправности, возникающие при эксплуатации системы питания двигателя,

порядок устранения
…………………………………………………………………………………………………

Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя Д-243 ………….

Техника безопасности при проведении работ
…………………………………………………………

Литература
…………………………………………………………………………………………………………….

Введение

Дизельный двигатель Д-243 представляет собой 4-х тактный поршневой четырехцилиндровый, с рядным вертикальным расположение цилиндров, жидкостного охлаждения, со свободным впуском воздуха, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия. Без турбонаддува.

Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до -44 °С и предназначен для установки на тракторы МТЗ-80, МТЗ-82,

ТТЗ; экскаватор ЭО-3323А; сельскохозяйственные, лесные и промышленные машины, а так же для комплектации дизельных электростанций АД-12, АД-

16, АД-20, АД-30

Область применения дизелей — места с неограниченным воздухообменом.

Дизели Д-243 (рис. 1) являются базовыми моделями. Их модификации отличаются от базовой модели регулировкой по мощности, комплектностью, системой пуска, конструкцией некоторых деталей.

В зависимости от назначения дизели могут комплектоваться дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессором, шестеренным насосом усилителя рулевого управления с приводом, дисками муфты сцепления в сборе.

Дизели имеют запуск от электростартера или пускового двигателя. Марка дизеля с запуском от пускового двигателя имеет литеру «Л» (например: Д-243Л).

Габаритные размеры:

Рис. 1 — Дизель Д-243 (вид справа).

Рис. 2. Дизель Д-243 Л (вид слева).

Технические характеристики дизельного двигателя Д-243

Удельный расход топлива, г/кВт (г/л.с.ч) Мощность, кВт (л.с.)

Частота вращения, об/мин.

Максимальный крутящий момент, Нм (кгм)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин.

Масса, кг

Пусковое устройство

Генератор: Пневмокомпрессор: Насос шестеренный: Насос топливный: Насос водяной: Насос масляный: Муфта сцепления:

или СТ-142М

Г9695.3701-01 (14В) А29.05.000-БЗА НШ 10Ж-3-04л

ТНВД 4УТНИ-1111007- 420 240-1307010-А1 245-1403010

Назначение, устройство, принцип работы системы питания дизельного двигателя Д-243

Дизель, в соответствии с рисунком 3, состоит из блока цилиндров, головки цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, а также узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения, пуска и электрооборудования.

Рис. 3. Дизель Д-243 (продольный разрез):

1 — насос масляный; 2 — вентилятор; 3 — водяной насос; 4 — палец поршневой; 5 — шатун; 6 — колпак; 7 — поршень; 8 — гильза цилиндров; 9 — крышка головки цилиндров; 10 — головка цилиндров; 11 — блок цилиндров; 12 — маховик; 13 — противовес; 14 — вал коленчатый; 15 — маслоприемник.

Система питания дизеля, в соответствии с рисунком 4, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака, устанавливаемого на тракторе (машине).

На дизеле Д-245 и его модификациях в систему питания входит турбокомпрессор

Рис.4. Схема питания дизеля Д-243:

1 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубки топливные; 4 — топливный насос; 5 — трубка топливная высокого давления; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — воздухоочиститель; 8 — фильтр грубой очистки воздуха; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — впускной коллектор; 11 — глушитель; 12 — выпускной коллектор; 13 — форсунка.

На дизель Д-243 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ.

Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни. Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.

В регуляторе насоса размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).

Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала.

Рабочие детали топливных насосов смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце. Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце.

При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200…250 см3
масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.

Форсунка предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи. На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ»).

Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.

Фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды.

Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем.

Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент.

Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.

Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха.

Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.

На дизеле Д-245 и его модификациях предусмотрено также применение воздухоочистителя, устанавливаемого потребителем, состоящего из основного и контрольного бумажных фильтр-патронов.

На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.

Схема системы питания дизельного двигателя Д- 243

Назначение, устройство, принцип работы топливного насоса высокого давления

На дизель Д-243 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ. (см.рис.5)

ТНВД подает через форсунки в камеру сгорания необходимые порции топлива в строго определенные моменты. По принципу действия топливные насосы, применяемые на дизелях, относятся к золотниковому типу с постоянным ходом плунжера и регулированием конца подачи топлива. Число секций топливного насоса соответствует числу цилиндров двигателя. Каждая секция обслуживает один цилиндр.

Топливный насос (насос высокого давления) служит для подачи в цилиндры двигателя точно отмеренных порций топлива в определенный момент и под высоким давлением.

На дизелях устанавливают топливные насосы двух типов: рядные типа ТН и распределительные типа НД. Расшифруем, например, марку насоса 4УТНМ. четырехплунжерный универсальный рядный топливный насос модернизированный. Марка насоса НД-21/2-4 означает, что насос дизельный распределительного типа, односекционный (21), для двух

Четырех цилиндров. Марка насоса НД-22/б означает, что насос дизельный распределительного типа, двухсекционный (22), для шести цилиндров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир автомобилиста - Информационный портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: