Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов.
Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.
Напомню, что ранее на «ПДД Мастер» были рассмотрены и .
- Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?
- Водительское удостоверение для мотоцикла
- Пешеход, ведущий мотоцикл
- Обязателен ли шлем на мотоцикле?
- Скорость движения мотоциклов
- Поворот налево и разворот
- Постановка мотоцикла на стоянку
- Перевозка пассажиров на мотоцикле
- Буксировка мотоциклов
- Знак «Движение мотоциклов запрещено»
- Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле
- Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки
- Штрафы для мотоциклистов в 2020 году
- ПДД по поводу перевозки пассажира на мотоцикле или мопеде
- Штраф за перевозку пассажиров на мотоцикле, мопеде со стажем вождения для водителя менее 2 лет
- Относится ли запрет перевозить пассажиров к категории А со стажем менее 2 лет
- Можно ли заплатить штраф со скидкой за перевозку пассажиров на мотоцикле, мопеде со стажем вождения для водителя менее 2 лет
- Видео о штрафе за перевозку пассажира для начинающего водителя
- Вопрос-ответ по теме «Штраф за пассажиров на мотоцикле, мопеде со стажем вождения для водителя менее 2 лет»
- ○ Штраф за езду без шлема на мото и скутере.
- ○ Возможные последствия езды без шлема.
- Изменения в этом году
- Что разрешено и запрещено по правилам
- Езда в междурядье для мотоциклистов по ПДД
- Передвижение зимой
- Перевозка пассажиров и в частности детей
- Парковка на тротуаре
- Со скольки лет можно управлять
- Какие должны быть при себе документы
- Обязательно ли наличие
- Аптечки
- Огнетушителя
- Шлема
- Максимально допустимая скорость
- Как осуществляется буксировка
- Жесты рукой
Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?
В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 в котором дается понятие мотоцикл:
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:
- Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
- Объем двигателя превышает 50 см 3 .
Примечание.
Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является с точки зрения ПДД.
Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:
- Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
- Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле «Масса без нагрузки, kq» на обратной стороне .
- Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.
Водительское удостоверение для мотоцикла
Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:
- А1 — только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см 3 и мощностью до 11 кВт включительно.
- А — для любых мотоциклов.
При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.
Пешеход, ведущий мотоцикл
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие
велосипед, мопед, мотоцикл
, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств
.
Обязателен ли шлем на мотоцикле?
Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:
2.1.
Водитель механического транспортного средства обязан:
…
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме
и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.5.1.
Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме
;
То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет
и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).
Скорость движения мотоциклов
Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:
- 110 км/ч — на автомагистрали.
- 90 км/ч — вне населенных пунктов.
- 60 км/ч — в населенных пунктах.
- 20 км/ч — в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.
Поворот налево и разворот
В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).
Постановка мотоцикла на стоянку
Пункт 12.2 ПДД:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам
, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:
Перевозка пассажиров на мотоцикле
22.2 1 .
Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет
, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года
или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание.
Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8.
Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла
и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения
;
Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.
Например, нельзя посадить пассажира на багажник.
Буксировка мотоциклов
20.4.
Буксировка запрещается:
…
- двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.
Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:
Знак «Движение мотоциклов запрещено»
В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:
Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле
В 2020 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется
:
«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением
тракторов, самоходных машин, мотоциклов
и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки
7.7.
Отсутствуют:
- на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.
Огнетушитель на мотоциклах не требуется.
Штрафы для мотоциклистов в 2020 году
Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике » «.
Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:
Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.
Хоть и не так часто и не в таком количестве как в теплых странах Азии, но все же на наших дорогах можно встретить двухколесные транспортные средства. Некоторые даже ощущают какой-то особый дух свободы и «ловят» новые ощущения от мотоциклов и мопедов. Но это все остается на уровне каждому свое. Однако о чем можно сказать с полной очевидностью, так это о том, что практически все мотоциклы и мопеды являются средствами обеспечивающими перевозку сразу двоих, то есть водителя и одного пассажира. Значит можно говорить о том, что водитель мопеда или мотоцикла может перевозить пассажиров, если только это требуется и согласно ПДД. Вот здесь как раз нам и приходит в голову одно из постановлений правительства, а именно №333 от 24.03.2017. Оказывается именно со вступления в силу с этого постановления, в отношении водителей и пассажиров изменились правила перевозки. С 2017 года запрещается перевозить пассажиров на мотоциклах и мопедах, если водитель имеет стаж менее 2 лет. Вот как теперь сформулированы ПДД
ПДД по поводу перевозки пассажира на мотоцикле или мопеде
Еще раз повторимся, что пункт введен на основании Постановления №333 2017 года
22.2(1) Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «А1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Из этого логичного утверждения следует, что для мотоциклистов перевозить пассажиров водитель может лишь, имея стаж более 2 лет для своей соответствующей категории мотоциклов. А вот для мопедов, водитель должен иметь стаж просто более 2 лет.
Само собой это нисколько не уничижает других правил перевозки пассажиров оговоренных в главе 22 ПДД РФ «Перевозка людей». Для верности ознакомитесь с ними.
Штраф за перевозку пассажиров на мотоцикле, мопеде со стажем вождения для водителя менее 2 лет
Что относительно КоАП РФ, то с появлением нового постановления в 2017 году оно не обновилось. Это значит, что здесь следует руководствоваться «общей» частью для нарушений правил перевозки пассажиров, а именно частью 1 статьи 12.23 КоАП РФ.
Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Из всего этого следует, что минимальный штраф вполне может быть выписан при перевозке пассажира, если водитель мотоцикла не имеет стажа более 2 лет для соответствующей категории, а мопеда если просто не имеет стажа более 2 лет.
ВАЖНО!!! Надо заметить, что штраф по части 1 нисколько не уничижает выписать штраф и по другой части этой же статьи, если нарушение будет более серьезным. Так если начинающий водитель будет перевозить пассажиров на своем мотоцикле (мопеде), при этом такими пассажирами будут дети до 12 лет, перевозка которых и вовсе запрещена на заднем сидении мотоциклов и мопедов, то штраф будет выписан по более строгой части. То есть выпишут штраф по части 3, статьи 12.23 КоАП РФ, а это уже не минимальный штраф, а 3000 рублей! Детей до 12 лет можно перевозить только впереди, перед водителем, если это позволяет сидение мотоцикла.
Относится ли запрет перевозить пассажиров к категории А со стажем менее 2 лет
Собственно этот абзац возник из-за того, что многие автолюбители готовы понимать п 22.2(1) таким образом, что стаж 2 года относиться лишь к подкатегории А1. Однако в пояснительной справке к постановлению есть следующие строки, которые расставят все точки над И.
Введены ограничения в отношении водителей со стажем вождения до 2 лет. Так, они не могут буксировать управляемыми ими транспортными средствами другие механические транспортные средства. Им также запрещено перевозить людей на мотоцикле (водителям с категорией А, А1) или мопеде (водителям с любой категорией).
Здесь становится окончательно понятным, что ограничения касаются в равной степени как категории А, так и А1. То есть прикрываться категорией А и говорить о том, что она у меня есть и стаж 2 года мне не нужен для перевозки пассажиров, — не получится!
Можно ли заплатить штраф со скидкой за перевозку пассажиров на мотоцикле, мопеде со стажем вождения для водителя менее 2 лет
С 2016 года внесенные поправки в статью 32.2 КоАП РФ дают нам возможность оплачивать некоторые из штрафов со скидкой в 50 процентов. К таким штрафам относятся не особо тяжкие случаи, то есть не пьянка и не рецидивы… Именно из этого можно сделать вполне логичный вывод, что статья 12.23 КоАП РФ часть 1 также подпадет под возможность оплаты со скидкой. Здесь главное оплатить штраф с момента появлении его в базе данных ГИБДД, но не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.
Видео о штрафе за перевозку пассажира для начинающего водителя
Вопрос-ответ по теме «Штраф за пассажиров на мотоцикле, мопеде со стажем вождения для водителя менее 2 лет»
Вопрос: Могут ли взять штраф за перевозку пассажира на мотоцикле или мопеде?
Ответ: Да, с 2017 года могу. Здесь критерием допуска является наличие прав более 2 лет для соответствующей категории (мотоцикл – А, A1 или мопед – любая категория более 2 лет)
Некоторые до сих пор уверены, что для управления мотоциклом или скутером не нужны права, а экипировка не имеет значения. Такое поведение не только опасно само по себе, но и нарушает ПДД. Давайте разберемся, можно ли ездить на мототранспорте без шлема, и чем грозит такое поведение.
○ Штраф за езду без шлема на мото и скутере.
Начнем с того, что определим, кому нужен шлем. ПДД разрешают использовать мотоцикл, мопед или скутер для перевозки пассажиров
, если это допускается конструкцией ТС.
Обращаем внимание, что речь идет не только о наличии шлема, но и его застежке. Недостаточно просто надеть шлем на голову, его обязательно нужно застегнуть. В противном случае придется заплатить штраф в 1000 р
. по ст. 12.6 КоАП:
- «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.»
- «Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»
КоАП предусматривает штраф не только за отсутствие шлема на водителе мотоцикла, но и на пассажире, потому сажая на своего железного коня пассажира, желательно позаботиться о втором застегнутом шлеме.
Большинство нарушений в этой сфере совершаются водителями, которые не собираются останавливаться по требованию инспектора ГИБДД, уверены, что он не станет преследовать двухколесный транспорт ради наложения штраф, а в крайнем случае дешевле заплатить разовый штраф, чем тратиться на дорогой специальный шлем. Эту позицию нельзя назвать правильной ни с какой стороны.
○ Возможные последствия езды без шлема.
Пренебрегая правилами техники безопасности, водитель мототранспорта прежде чего рискует своей жизнью и здоровьем пассажиров. В отличие от автомобилиста его не защищает тяжелый кузов машины и ремни безопасности. Произведем простые расчеты.
Средняя скорость движения в городе 50 км/ч.Даже при такой скорости шанс остаться в живых будет не велик, а травмы гарантированы.
Кроме того, при аварии с участием мототранспорта, произошедшей по вине другого водителя не удастся применить ст. 264 УК РФ и наказать виновника за причинение повреждений произошедших из – за отсутствия шлема, ведь водитель сам нарушил правила безопасности.
Сажая пассажира за спину, водитель берет на себя ответственность за его безопасность. Если произойдет ДТП и пассажир без шлема получит травмы, вступит в действие ст. 1079 ГК РФ и ему придется возмещать вред.
Даже если не говорить о ДТП, то на дороге встречается масса мелких камней, в теплое время летают насекомые, все это на скорости может попасть в лицо или глаза, что уже само по себе достаточно неприятно и травмоопасно!
Статистика демонстрирует уверенный рост числа ДТП, произошедших при участии мототранспорта. В большинстве случаев водители получают тяжелые травмы, ведь мотоцикл или скутер весьма легки и подвижны, но при этом ни чем не защищают водителя. Поэтому садясь на скутер будьте осторожны, опасайтесь нарушать правила и слишком приближаться к другому транспорту, а главное, не жалейте средств на специальный шлем – это не высокая цена за вашу жизнь и здоровье.
Мотоцикл – достаточно специфическое транспортное средство. Использование требует не просто некоторого мастерства, но и соблюдения ПДД, отличных от используемых для легковых транспортных средств.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ
.
Это быстро и БЕСПЛАТНО
!
Данный момент необходимо проработать заранее, так как нарушение может привести не только к штрафу – но и к .
Изменения в этом году
Сегодня основным нормативным документом, в соответствии с которым должна будет осуществляться езда, являются Правила дорожного движения.
Следует заранее ознакомиться со всеми таковыми, только так можно не допустить стандартных ошибок – которые могут иметь место. Для мотоциклов существуют специальные знаки – действующие только лишь для данного типа транспортных средств.
Примером запрещающего знака, распространяющегося только на данный вид техники, является следующий:
Стоит отметить, что ежегодно правила дорожного движения изменяются. Как следствие – необходимо будет обязательно ознакомиться со всеми правками.
Так как незнание ПДД, а также различных иных норм, не освобождает управляющего транспортным средством от ответственности.
В 2020 году основные изменения в ПДД:
- будет введена дополнительная стоп-линия – на расстоянии 3.5 метров от основной – чтобы движущиеся на двухколесных транспортных средствах могли проехать перекресток первыми;
- формальное разрешение передвигаться между отдельными рядами.
Первый пункт не вызывает каких-либо затруднений. Второй же очень важен – и суть его заключалась не в ещё одном ряде. Но в запрете на движение по разделительной полосе.
Вопрос этот ещё активно обсуждается, существует множество предложений от законодателей. Самим мотоциклистам стоит внимательно следить за всеми изменениями.
Расположение мотоцикла на проезжей части по ПДД предполагает некоторые особенности. Это касается в том числе и парковки. Многие водители такой техники считают, что и можно передвигаться по тротуарам, а также в некоторых иных местах.
Но требуется помнить, что подобные нарушения караются достаточно серьезно. Вплоть до лишения водительских прав.
Что разрешено и запрещено по правилам
Многие использующие подобную технику попросту не знают основных правил дорожного движения – на которые им необходимо будет обратить внимание в первую очередь. На данный момент существует ряд тонкостей, с которыми нужно ознакомиться.
Это касается в первую очередь следующего:
- передвижение между рядами;
- использование ТС зимой, при наличии льда и снега на дорожном покрытии;
- как осуществляется перевозка пассажиров и детей;
- расположение мотоцикла на тротуаре.
Езда в междурядье для мотоциклистов по ПДД
Согласно общепринятым правилам дорожного движения при отсутствии разметки количество рядом определяется именно самими водителями. В то же время при наличии разметки не разрешается создавать ещё один ряд.
Кроме того, законодательство прямо запрещает двигаться прямо по разметке. Причем данное требование строго обязательно соблюдать.
В зависимости от нарушения, последствий возможны следующие меры наказания в соответствии с КоАП:
- штраф;
- лишение водительского удостоверения.
Передвижение зимой
Вопрос по поводу того, возможно ли вообще двигаться зимой на мотоцикле, требует отдельного обсуждения. Существует ряд нюансов, тонкостей, отраженных в ПДД – которые нужно будет обязательно рассмотреть.
Нужно помнить, что прямого запрета на езду на данном виде ТС зимой не имеется. Тем не менее, следует понимать, что оно не является зимним видом транспорта. Никак не приспособлено к подобным мероприятиям.
Стандартным требованием является использование специальной резины – только при наличии которой вообще допускается использовать ТС в зимнее время. Иные ограничения ПДД не распространяются на использующих средства передвижения категории А.
- 1 раз в неделю следует осуществлять зарядку транспортного средства – так как в случае минусовой температуры он садится на порядок быстрее;
- использование моторного масла низкой вязкости более предпочтительнее – на морозе оно густеет, становится сложно запустить двигатель и возникают другие проблемы;
- тросы желательно заранее смазывать;
- требуется установить «горячие» свечи зажигания – только при наличии таковых возможно без проблем осуществляться эксплуатацию автомобиля.
Работники ГИБДД имеют право при остановки для проверки документов проверить состояние резины – при отсутствии зимнего варианта на транспортном средстве категории А эксплуатацию попросту запрещена.
Зимняя резина для мотоцикла выглядит следующим образом:
Перевозка пассажиров и в частности детей
Перевозка пассажиров возможна лишь при наличии специально оборудованного места (задняя часть седла или мотоколяска). Помимо этого требуется использовать специальную экипировку. Это касается специального шлема.
При отсутствии такового запрещена эксплуатация с пассажиром «на борту». Причем согласно КоАП РФ отсутствие шлема является основанием для остановки ТС до полного устранения нарушения.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос того, как именно и когда допускается перевозить ребенка на мотоцикле. Согласно ПДД не разрешается даже при наличии шлема перевозить несовершеннолетних на заднем седле транспортных средства категории А.
В то же время допускается перевозка при наличии шлема в мотоколяске – но опять же необходимо использование соответствующего типа шлема, устройства определенного типа.
Парковка на тротуаре
Отдельно нужно ознакомиться именно с парковкой такового транспортного средства на тротуаре. Так как многие использующие подобную технику считают, что пароваться возможно где угодно и когда угодно.
Данный момент рассмотрен в ПДД особенно подробно – в разделе №12.2. Ставить подобного рода ТС можно вдоль тротуара в 2 ряда. На краю тротуара также можно будет ставить ТС.
Но требуется руководствоваться специальными знаками. В ПДД присутствует таковых достаточно большое количество. Все их нужно будет заранее разобрать.
В случае нарушения использующим технику категории А ТС будет эвакуировано специальными службами. Заранее изучить все требования ПДД и не допускать ошибок. Так как это может стать причиной серьезных неприятностей.
В случае эвакуации понадобится не только уплатить штраф, но также простой на штрафной стоянке. Основные знаки, руководствоваться которыми необходимо при размещении своего ТС вдоль дороги:
Со скольки лет можно управлять
А1 – это категория легких мотоциклов, которые имеют относительно небольшой вес и мощность двигателя менее 150 куб.см. При этом не разгоняются более 60 км/ч. Со всеми таковыми моментами нужно будет ознакомиться заранее.
Управление подобной техникой доступно для всех, чем возраст составляет более 16 лет – при наличии водительского удостоверения.
В то же время управление транспортом категории А – тяжелые мотоциклы – возможно лишь после достижения 18 лет.
Так же стоит помнить о том, что использование возможно лишь при наличии соответствующей категории водительских прав. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.
Нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами подобных ситуаций. Это позволит избежать стандартных проблем – которые порой возникают на дороге.
В то же время какие-либо ограничения по максимальному возрасту попросту не возникают. После законного получения водительского удостоверения управлять ТС можно будет столько, сколько это требуется.
Какие должны быть при себе документы
Использование техники данного вида подразумевает наличие определенного перечня документов. Причем таковой является стандартным и аналогичным необходимым для тех, кто эксплуатирует обычные автомобили:
- соответствующей категории;
Ранее также требовалось предоставлять доверенность – если водитель не являлся собственником транспортного средства. Сегодня же подобное более не требуется.
Так как полис ОСАГО выполняет функцию таковой доверенности. Если водитель вписан в неё – значит имеет право использовать именно это ТС. Какие-либо ограничения по этому поводу попросту будут отсутствовать.
Обязательно ли наличие
Отдельно желательно остановиться на том, что именно должно находиться в комплекте транспортного средства категории А при его использовании. На данный момент перечень ничем не отличается от требований, установленных к обычному автомобилю.
Основные позиции:
- аптечка;
- огнетушитель;
- шлем.
Аптечки
Отдельной категорией предметов является именно аптечка. Так как подобный вид ТС является крайне травмоопасным. Стоит отметить, что установлены специальные требования к наличию таковой.
Существует специальный нормативный документ – . Действительным является документ в редакции .
Но не стоит забывать о нюансе: требование касательно аптечки устанавливается только лишь к автомобилям, снабженным мотоколяской.
При отсутствии таковой попросту нет необходимости таковую возить с собой. Тем не менее многие мотоциклисты в целях собственной безопасности и во избежание проблем возят с собой аптечку. Подобное не является обязательным. Но многие стараются так делать.
Огнетушителя
На двухколесном ТС достаточно сложно будет разместить огнетушитель. Именно поэтому заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями подобного рода устройств.
Согласно законодательству, как и в случае с аптечкой, будет необходимо использовать огнетушитель только лишь с техникой, снабженной мотоколяской.
Опять же в соответствии с законодательством не допускается осуществлять процесс проверки наличия огнетушителя и аптечки работниками ГИБДД.
Подобные проверки осуществляются только лишь при прохождении технического осмотра, когда необходимо будет получить диагностическую карту.
Момент этот также отражается в законодательстве. В то же время если огнетушитель и аптечка требуются – необходим их предоставить. Иначе диагностическая карта оформлена не будет.
Шлема
Использование шлема – строго обязательно на всех видах транспортных средств категории А – подобное правило является единым. Причем касается это не только А, но и А1.
Установлены данные требования исходя из условий безопасности. Причем при наличии подобного нарушения инспектор ГИБДД не просто имеет право наложить штраф, но и приостановить эксплуатацию – до самого момента устранения нарушения. Потому следует быть особенно осторожным.
Какие-либо специальные требования к самим шлемам не устанавливается. Достаточно лишь чтобы он классифицировался как мотоциклетный. Но выбор качественной защитной экипировки в интересах собственников устройств для передвижения.
Так как в случае аварии, особенно на большой скорости, велика вероятность не только получения травм. Но также и смертельного исхода.
Качественный костюм-«черепаха» позволит избежать такого рода неприятностей. По меньшей мере под защитой будет позвоночник, а также жизненно важные органы.
Отдельно стоит остановиться на шлеме. Не нужно пытаться сэкономить на таковом. Не редки случаи, когда устройства спасали жизнь своим носителям.
Использование каски строго обязательно для всех пассажиров без исключения. В не зависимости от того, имеет ли место оборудование боковым прицепом.
Максимально допустимая скорость
Максимально допустимая скорость для средств передвижения данного вида – стандартная, она определяется знаками и разметкой. Существует достаточно много нюансов, тонкостей – связанных с соблюдением скоростного режима.
Руководствоваться следует стандартными знаками – предписывающими, ограничивающими и другими. Со всеми ними важно ознакомиться и соблюдать соответствующие предписания. Так как таковое – в первую очередь в интересах самих водителей.
Так как в случае , особенно на скорости более 60 км/ч, вероятность выжить крайне мала. Обгон мотоцикла другим мотоциклом необходимо выполнять стандартным образом.
Убедиться в отсутствии знаков, разметки запрещающих обгон, а также движущихся по встречной полосе движения ТС.
Отдельно нужно остановиться на том, что при отсутствии бокового прицепа возможно движения одновременно двух рядом водителей. Причем это допускается непосредственно правилами дорожного движения.
Допустимая скорость движения:
Требования таковые являются вполне стандартными. Они позволяют соблюдать безопасность на проезжей части, а также в других зонах. Важно внимательно следить за дорогой.
Особенно при движении на большой скорости. При сдаче экзамена на права необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями передвижения по трассе.
Как осуществляется буксировка
Осуществляется выполнение процедур с транспортным средством необходимо осуществлять в соответствии с пунктами, отраженными в ПДД.
Существует ряд ситуаций, когда осуществлять процесс буксировки просто не допускается:
- при наличии гололеда – так как управлять неисправной техникой сложно, сохранять устойчивость порой просто невозможно;
- при неисправной системе тормозов или же если не работает рулевое управление – в таком случае прямо запрещено ПДД осуществлять буксировку ТС;
- на гибкой сцепке и без коляски не допускается осуществлять буксировку – так как устойчивость на дороге таковая техника не обладает;
- запрещено за 1 раз осуществлять буксировку сразу двух и большего количества ТС.
Во всех остальных случаях буксировка допускается. Но важно отметить, что требуется обязательно соблюдать целый ряд специальных правил.
К таковым основным относится в первую очередь:
- длина троса должна составлять не менее 4 метров, но не больше чем 5 метров – если он будет меньше, то велика вероятность врезаться в заднюю часть кузова, при больше же длине едущая позади машина существенно отклонится в движении по своей траектории;
- на фале обязательно должны быть размещены специальные флажки, щитки – с размещенными на них светоотражающими полосками либо с иными обозначающими габариты устройствами.
Отдельно стоит отметить, что буксировка техники категории А – процесс достаточно непростой и привлекает внимание ГИБДД.
Потому не стоит допускать каких-либо нарушений, так как это может стать причиной серьезных неприятностей. Вплоть до наложения запрета на перемещение таким образом.
Основные нюансы:
- за рулем средства, буксировка которого осуществляется, обязательно располагается водитель;
- расстояние между ТС должно быть в диапазоне от 4 до 6 метров;
- обязательно необходимо разместить на тросу специальные светоотражающие знаки;
- перевозить пассажиров на буксирующем транспорте строго запрещено.
При отсутствии специального троса допускается использовать парашютные стропы или прочный шнур. В таком случае завязать трос необходимо специальным узлом.
Жесты рукой
Иногда поворотники попросту отсутствуют. В таком случае необходимо подавать соответствующие знаки руками:
Использование знаков строго обязательно при отсутствии поворотников либо если они по какой-то причине не работаю. Причем в случае невыполнения данного требования предполагается серьезный штраф. Он налагается на всех граждан без каких-либо исключений.
Если на заднем сиденье сидит пассажир – то подобные знаки может подавать именно он. Важно отметить, что большая часть ДТП возникает как раз в силу несоблюдения правил дорожного движения.
Цель урока
: изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
Оборудование
: брошюры ПДД, соответствующие плакаты.
Сегодня мотоциклы и мотороллеры особенно широко распространены в сельской местности. Для перевозки пассажиров служат дорожные мотоциклы (одиночки и с колясками), и мотороллеры. Выпускаются и грузовые мотороллеры.
Для того, чтобы ездить безопасно на мотоцикле или мотороллере в качестве пассажира, необходимо соблюдать установленные правила, нарушение которых приводит к несчастным случаям.
1. Водители мотоциклов, мотороллеров и пассажиры должны иметь защитные шлемы, обязаны надевать их на голову и застегивать до посадки на транспорт. Это правило обязательно в любом месте (город или сельская местность), в любое время года, при любой скорости и независимо от длины маршрута. Защитные шлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.
2. На мотоциклах и мотороллерах без коляски пассажирам можно ездить только при наличии заднего сиденья, подножек и плотно укрепленной ручки. На таких мотоциклах и мотороллерах разрешается ездить только одному пассажиру. Детям, не достигшим 12-го летнего возраста, ездить на заднем сиденье мотоцикла и мотороллера запрещено.
3. На мотоциклах и мотороллерах с колясками, кроме водителя, могут ездить два пассажира, сзади водителя (при наличии сиденья) и в коляске. В коляске мотоцикла и мотороллера допускается перевозка, кроме взрослого пассажира, ребенка до 12 лет при условии, что для него есть свободное место, и он не будет создавать помех при движении.
При посадки пассажиров на мотоцикл должны быть соблюдены все требования перевозки на одиночном мотоцикле (п.1). При посадке в коляску водитель обязательно надевает защитный шлем, садится на сиденье и застегивает тент. В коляске пассажир чувствует себя удобнее и безопаснее.
Во время движения нельзя открывать тент, вставать, выставлять руки.
Запрещено перевозить пассажиров в кузове грузового мотороллера, в грузовых и спортивных колясках мотоциклов.
4. Сажать и высаживать пассажиров разрешается только при полной остановке и лишь со стороны тротуара или обочины.
Если по пути следования в мотоцикле возникла неисправность, то после его остановки на дороге пассажирам надо выйти из транспорта в сторону обочины и, по возможности, уйти с дорожного полотна.
Нельзя перевозить пассажиров на неисправном мотоцикле с коляской, буксируемом у месту назначения.
Контрольные вопросы.
Разрешается ли перевозить в кузове грузового мотороллера пассажиров? С какого возраста можно перевозить пассажира на заднем сиденье мотоцикла (мотороллера)? Сколько пассажиров разрешается перевозить в коляске мотоцикла? Какие головные уборы для поездки обязаны надеть пассажиры мотоцикла (мотороллера)? Куда должны выходить пассажиры мотоцикла при остановки?
В оставшееся на уроке время можно рассмотреть ДТП с участием детей, повторить пройденный материал (особенно дорожные ситуации-«ловушки»), решить задачи по данной теме.
Урок 8. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание.
Цель урока
: расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении; научить самостоятельно ухаживать за велосипедом (т.е. техническому обслуживанию).
Оборудование
: велосипеды, путевой инструмент, насос.
По назначению велосипеды различают: дорожные, легкодорожные, спортивные. В каждой из этих групп они подразделяются по технической характеристике: базе, высоте рамы, количеству передач, размеру шин, формам руля и седла и др.
Дорожные велосипеды изготовляют для взрослых и подростков. Подростковые велосипеды, которыми пользуются школьники, допускают посадку одного велосипедиста в возрасте 15 лет.
1. Устройство велосипеда.
Велосипед состоит из следующих основных узлов: рамы, передней вилки, руля, силовой передачи, седла и двух грязевых щитков. Рама изготавливается из стальных труб и служит основанием, на котором монтируются все другие узлы.
Передняя вилка является опорой передней части рамы. Кроме того, вилка соединяет руль с передним колесом: состоит из полого стержня, вращающегося в головке рамы и двух перьев.
Руль предназначен для управления велосипедом и поддержания равновесия. Он состоит из стальной трубы изогнутой формы, на концах которой надеты ручки из резины или пластмассы, и рулевого стержня. В зависимости от положения рулевой трубы меняется и посадка велосипедиста. Рукоятки рулевой трубы, поднятые вверх, заставляют велосипедиста сидеть прямо, а опущенные вниз — согнувшись.
Силовая передача передает усилие от ног велосипедиста на заднее колесо, которое является ведущим. Механизм силовой передачи состоит из каретки, ведомой шестерни, педали и цепи.
Колесо стоит из стального обода и втулки, соединенных стальными спицами. На обод надеты пневматические шины, состоящие из резиновой покрышки и камеры, в которую накачивается воздух. Втулочно-роликовая цепь соединяет ведущую (кареточную) шестерню с ведомой шестерней заднего колеса и служит для передачи на нее усилия ног велосипедиста.
Седло состоит из металлического каркаса с пружинами и кожаной покрышкой и специального замка, при помощи которого крепится на раме. Высоту седла в некоторых пределах можно изменять.
Грязевые щитки устанавливаются на передних и задних колесах для предохранения велосипедиста от забрызгивания грязью.
II. Проверка снаряжения велосипедиста
.
(Обратить внимание и на значение каждой детали оборудования).
1. Звонок устанавливается и крепится на левой стороне рулевой трубы таким образом, чтобы им можно было пользоваться, не отрывая руки от ручки руля.
2. Передняя фара с белым светом устанавливается так, чтобы свет от нее падал на проезжую часть на расстоянии 20 м от велосипеда. Она должна включаться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад), и в туннелях.
3. Задний красный фонарь включается в то же время, что и передняя фара, кроме того, должен быть красный световозвращатель.
4. Зеркало заднего вида крепится на левой стороне руля шарнирно.
5. Один номерной знак устанавливается на заднем щитке (если это предусмотрено местными органами власти).
6. Путевой инструмент – для устранения неисправностей в пути.
7. Велосипедный насос крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.
III. Проверка технического состояния велосипедиста.
(Обратить особое внимание на безотказное действие руля и тормозов).
Если руль работает туго, то трудно удерживать равновесие и объезжать препятствия. Его следует ослабить.
Велосипед должен быть оборудован двумя независимыми тормозами для обеспечения возможности торможения при отказе одного из них. При спуске с горы может соскочить с ведущей шестерни цепь, в результате чего задний тормоз будет бездействовать и, следовательно, безопасно съехать вниз невозможно, если не иметь второго тормоза, действующего на переднее колесо.
Необходимо проверить давление воздуха в шинах. О нем можно судить по внешнему виду. При пониженном давлении шина быстро нагревается и выходит из строя, при повышенном – увеличивается тормозной путь велосипеда и также может выйти из строя шина.
Проверяются правильность центровки колес (отсутствие “восьмерки”), натяжение цепи, плотность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осветительных приборов и электропроводки.
IV. Техническое обслуживание велосипеда (уход за велосипедом).
Ежедневно после поездки велосипед тщательно очищается от пыли, грязи и влаги. Проверяются плавность хода переднего и заднего колес и узлы подвижных соединений. Заедания и пробуксовывания не допускаются. Подтягиваются все резьбовые соединения, с помощью которых соединяются почти все детали велосипеда. Контролируются шины: накаченные, они должны плотно прилегать к бортам ободов по всей окружности. Выверяется центровка колес. Плоскости симметрии рамы и колес должны совпадать. Производится проверка натяжения цепи и спиц (должны быть натянутыми). Тормоз втулки заднего и переднего колес должен действовать без заеданий. Периодическая смазка велосипеда два раза в сезон – в зонах умеренного климата и 3-4 раза – в жарких зонах, цепь смазывают 4-8 раз в сезон.
При эксплуатации велосипеда в его ходовых соединениях образуются зазоры, которые превышают допустимый предел; во избежание этого узлы велосипеда подвергаются регулировке с последующей проверкой. Изношенные детали заменяются новыми.