Главная / Правила дорожного движения / Как привлечь детей к изучению ПДД

Как привлечь детей к изучению ПДД

Обучение детей правилам дорожного движения актуально в любом возрасте, и подобные мероприятия проводятся во всех заведениях, начиная с дошкольных.

Согласно опубликованной статистике ГУОБДД МВД России, за первое полугодие 2017 года было зафиксировано 8 247 дорожно-транспортных происшествия с участием лиц в возрасте до 16 лет (снижение на 0,6% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года), из них 2 227 по вине самих детей, что эквивалентно 27 процентам от общего количества.

Наиболее частыми местами происшествий становятся остановки общественного транспорта и пешеходные переходы.

Что касается граждан, не достигших совершеннолетнего возраста, здесь также наблюдается снижение на 3,3% – 10 038 против 10 380 ДТП годом ранее. Несмотря на сокращение общей тенденции, масштабы аварийности все еще впечатляют.

Цели и задачи занятий

В связи с этим на педагогов, проводящих внеклассные занятия, и воспитателей в лагерях дневного пребывания возлагается большая ответственность при обучении детей правилам поведения на дорогах.

Закон «О безопасности дорожного движения» гласит, что основной задачей является сохранение жизни и здоровья граждан, ставших участниками дорожного движения, ставя эту цель выше экономических вопросов. При этом ответственность за соблюдение безопасности возлагается в большей мере на государство, чем на самих граждан.

Необходимость проведения обучающих занятий с детьми является очевидным фактом, поскольку от качества усвоенной информации может зависеть их жизнь и здоровье.

Что касается педагогов, их основная задача грамотно структурировать и систематизировать знания детей, наработать у них конкретные навыки поведения на проезжей части. Для большей вовлеченности весь процесс обучения может быть подан в виде разнообразных по своему содержанию и форме образовательных методов, например, конкурсы, викторины, экскурсии, разбор и анализ конкретных примеров на дороге, беседы с сотрудниками ГИБДД и так далее.

Целью данных занятий является пропаганда соблюдения правил дорожного движения на проезжей части и успешное применение полученных навыков детьми в реальной жизни.

Занятия с детьми

Поскольку данные мероприятия не входят в обязательную программу обучения, организовать их необходимо в развлекательной и интересной манере. В противном случае достижение поставленной цели становится невозможным из-за отсутствия заинтересованности.

Таким образом, праздник, посвященный ПДД, в ходе которого дети смогут не только отдохнуть, но и полезно провести время, приобретя необходимые знания, станет отличной идеей. Задачами мероприятия является изучение сигналов светофора и простых правил поведения на проезжей части, развитие внимательности и ловкости, пропаганда любви к ПДД.

Хорошей идеей станет проведение интерактивного спектакля, главными героями которого станут Светофор и Зебра, исполненные воспитателями или педагогами. В процессе они должны будут в игровой форме показать зрителям необходимость и важность соблюдения правил дорожного движения.

Сценарий спектакля должен быть продуманным до мелочей и содержать в себе такие элементы, как игры со зрителями, загадки, диалоги и конкурсы.

Разнообразить обучение можно при помощи «Дорожной азбуки». Каждому ребенку дается стих, который он должен будет прочитать или рассказать наизусть. Это позволит ребенку не только хорошо изучить правило, но и послушать выступление других детей.

Общение с детьми

Мероприятие проводится в специальном классе или ином приспособленном для этого помещении, в котором дети смогут комфортно воспринимать информацию.

Во время проведения обучающей беседы педагог должен сначала донести до детей весь теоретический материал, после чего уже приступать к различного рода викторинам и разыгрыванию сценок.

Здесь важно не забывать, что занятие не должно быть полностью посвящено теории. Игровой элемент также должен присутствовать.

Одним из заданий может стать собирание пазла. Если темой являются, например, дорожные знаки, дети могут, разделившись на команды, восстановить разрезанный дорожный знак. Сам пазл можно заранее приготовить, разрезав распечатанный знак. Для выполнения задания детям необходимо будет раздать также листы бумаги формата А4 и клей, чтобы они могли закреплять элементы по мере достижения прогресса в сборке.

После того, как все команды справятся с заданием, преподаватель может развесить пазлы на доске, попутно обсудив с детьми значение каждого знака.

Темы занятий

Для привлечения и удержания интереса со стороны детей, стоит подумать о теме занятия. В первую очередь, педагог должен объяснить ее актуальность, подкрепив свой выбор доводами о том, что дорога является потенциально опасным местом, где происходит большое количество ДТП, в том числе из-за невнимательности пешеходов и водителей.

Но возникает вопрос, как донести данную информацию до самой младшей возрастной группы, поскольку одних слов будет недостаточно, нужен наглядный пример, а демонстрация видео с кадрами ДТП может оказать негативное влияние на молодую психику.

Хорошим решением станет мультфильм «Уроки осторожности тетушки Совы». В каждом эпизоде сериала за основу берется потенциально опасная ситуация и объясняется детям насколько важно соблюдать осторожность. Естественно, есть также и отдельная серия, посвященная ПДД, которую можно включить детям, тем самым повысив их вовлеченность, а после него уже приступать к теоретической части.

Тематические викторины

Викторины являются неотъемлемой частью процесса изучения ПДД. Обычно ее проводят после беседы для того, чтобы дети смогли закрепить полученные во время общения знания.

Для получения максимального эффекта при работе с самыми маленькими учениками рекомендуется начертить круг.

Такой круг делят на четыре части:

  • Разметка и светофор,
  • Переход улицы и дороги,
  • Знаки,
  • Права и обязанности пешеходов.

Для каждой темы количество вопросов должно быть не меньше, чем количество участников в командах. Один из участников группы будет выбирать листок с тремя вопросами из каждого блока. За правильный ответ, на формирование которого дается три минуты, коллектив получает пять баллов. После того, как все листки закончились, преподаватель подсчитывает результаты команд и объявляет победителя. В ходе игры дети могут задавать учителю уточняющие вопросы.

Важно подобрать такие вопросы, чтобы дети смогли дать на них ответы.

Примерами таких вопросов являются:

  • В каких местах можно переходить дорогу?
  • Что означают сигналы светофора?
  • Каким образом на проезжей части обозначают пешеходный переход?

Такие и подобные им вопросы вполне подойдут для самых младших возрастных групп. В ходе ответа можно задавать дополнительные вопросы отвечающей команде. По тому, как ее участники формулируют ответ, можно понять, насколько усвоен материал.

Примеры вопросов в раздел о дорожных знаках:

  • Как выглядит знак, запрещающий переходить дорогу?
  • Какими знаками обозначены остановки общественного транспорта?
  • Как выглядит знак «Осторожно! Дети!».

Для преподавателя важно запомнить, что вопросы и занятие не только должны быть понятными, но и максимально способствовать усваиванию ПДД детьми.

Игра в слова

Еще одним мероприятием является игра по принципу «разрешено – запрещено». Ее принцип очень прост, но эффект будет довольно ощутимым. Учитель начинает фразу, имитирующую поведение на проезжей части, а дети завершают ее фразами «запрещается» или «разрешается».

Например:

  • Играть на дороге … (запрещается),
  • Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора… (разрешается).

Если дети правильно продолжают предложения, значит, урок усвоен. Но если они допускают ошибки, не стоит переходить к следующему предложению. Необходимо уточнить, почему они дали именно такой ответ, и, в случае необходимости, дополнительно объяснить материал более простым языком, используя понятные термины.

Занятия с детьми среднего возраста

Если с самой младшей аудиторией все довольно просто, то при работе с детьми старшего возраста, нужно более тщательно подходить к развлекательному элементу. В первую очередь, такие занятия должны прочно сформировать понятие безопасного поведения на дороге, побудить в них стремление к поиску безопасного пути домой, развивать уважение к участникам и правилам дорожного движения.

Отличительной чертой таких занятий должна стать повышенная информативность, в отличие от детей младшего возраста. Наглядным примером могут стать наиболее распространенные нарушения, приводящие к созданию аварийной ситуации на дороге.

Это:

  • Нарушение правил перехода проезжей части и сигналов светофора,
  • Игра или ходьба по проезжей части при наличии тротуаров,
  • Невнимательность.

Задачей учителя является донесение до сознания детей, что внимательность и соблюдение ПДД – залог безопасного движения и, как следствие, здоровья.

Работа с подростками

Для обучения ПДД детей в возрасте от 14 до 18 лет лучше всего подойдут интеллектуальные игры. При правильном подходе они не только помогут развить навыки подростков, но и расширят их кругозор.

В основе игры, как и в предыдущих случаях, лежит командная работа. Группа делится на несколько команд, в которых определяется капитан. Преподаватель задает вопрос, после чего коллективам дается несколько секунд для размышления над ответом. Когда у команды будет готов ответ, один из участников поднимает руку. Если ответ правильный, она получает в актив один балл, если нет – право ответить передается соперникам.

Примерами вопросов для такой игры могут быть:

  • Какая из перечисленных групп является участником дорожного движения? Варианты ответов: пешеходы, водители, все (правильный ответ: все).
  • Что из перечисленного не является дорожным элементом? Варианты ответов: обочина, фонарный столб, кювет (правильный ответ: фонарный столб).

Уровень сложности вопросов должен быть нарастающим.

Если подразумевается длинный ответ, он должен быть сопровожден соответствующей визуализацией (плакат, слайды, презентация), которая должна быть заранее подготовлена учителем. Это необходимо для того, чтобы остальные участники не потеряли суть сложного ответа выступающего.

Преимуществом такого мероприятия является соревновательный эффект, который способствует повышенному интересу.

Визуализация и презентации

Данный метод подходит для детей старшей возрастной группы. Принцип идентичен стихам из «Дорожной азбуки» для малышей. Ученикам раздаются несложные темы для самостоятельной подготовки и изучения.

Они могут касаться ответственности водителей на дороге, соблюдения скоростных режимов, нерегулируемых пешеходных переходов или особенности управления автомобилем в жилой зоне.

Полезными будут занятия для тех, кто сам в будущем хочет водить машину. Для демонстрации необходимости соблюдения скоростных режимов и результатов их нарушений можно включить видеозаписи с краш-тестов автомобилей, на которых видны последствия столкновений и аварий. Несмотря на то, что в момент удара в машине находится манекен, а не живой человек, видео может оказать неоценимый эффект на зрителей.

Дополнения к процессу обучения

Справедливости ради стоит отметить, что одними только викторинами, конкурсами и играми процесс обучения не ограничивается. Он может быть разбавлен различными вариантами, которые можно использовать на протяжении всего периода работы с детьми.

Воспользовавшись помощью коллег, можно провести прогулку по городу, попутно объясняя детям правила движения и значения разметки на практике. Для обеспечения безопасности стоит заранее подумать о необходимом количестве сопровождающих, чтобы минимизировать риски и не подвергать опасности детей.

Также можно попросить их оформить стенд на тему поведения на дороге. Это не только способствует развитию творческого потенциала и командной работе, но и поможет лучше усвоить навыки.

Кроме того, работу можно будет вывесить в коридоре или холле, тем самым мотивируя других детей к обучению.

Еще одно творческое задание – конкурс рисунков, по завершению которых все работы можно объединить в одну выставку и провести экскурсию с пояснениями преподавателя. Этот метод станет хорошим сочетанием информативности и наглядности.

Для детей постарше не лишним будет проведение занятия по оказанию первой помощи.

В ходе имитации доврачебной помощи пострадавшим ученики смогут потренироваться в практических навыках, которые позволят им уверенней чувствовать себя в экстремальных ситуациях.

Как видим, вариантов донесения необходимой информации до подрастающего поколения огромное количество. Среди них наиболее эффективно зарекомендовали себя викторины, игры и творческие задания. В такой ситуации все будет зависеть от уровня компетентности и подготовки преподавателя и его желания заинтересовать и донести нужную информацию до детей.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − двенадцать =