Главная / Правила дорожного движения / ДОПОГ на перевозку опасных грузов

ДОПОГ на перевозку опасных грузов

ДОПОГ – это европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов, принятое Европейской экономической комиссией (во французской терминологии ADR). Комиссия создана по инициативе ООН. Опасным называется груз, который в результате дорожно-транспортного происшествия может причинить вред людям и (или) природе.

Другим важным документом, регулирующим перевозку опасных грузов, является инструкция «О перевозке опасных грузов автотранспортом», принятая Министерством сообщения. ADR действителен в странах Европейского Союза, в Марокко, Азербайджане и Казахстане. В РФ действует аналог – ПОГАТ, Правила перевозки опасных грузов автотранспортом.

Структура ДОПОГ

В ДОПОГ есть два приложения, состоящие из двух частей, «A» и «B». Приложение «А» состоит из перечня опасных грузов, требований к упаковке и цистернам, условий погрузки-разгрузки и т. д. Приложение «B» затрагивает требования к документации, конструкции ТС, экипажам и оборудованию.

Виды опасных веществ

В ДОПОГ предусмотрено более 3-х тысяч наименований опасных веществ.

Каждое соединение имеет номер, состоящий из 4 цифр. Номер однозначно определяет название опасного вещества. Опасные вещества делятся на классы. Соединения одного класса можно транспортировать по специальным, предназначенным только для этого класса, правилам.

Классы отличаются друг от друга двумя факторами:

  • главной опасностью;
  • агрегатным состоянием транспортируемого вещества (твердое, жидкое или газообразное).

Перевозимый груз может характеризоваться более чем одной опасностью. В таком случае опасные факторы делятся на два: главный и дополнительный. Возьмем, к примеру, метанол. Он характеризуется главной огнеопасностью и дополнительной ядовитостью.

Согласно ДОПОГ, есть 6 видов опасностей, которые могут угрожать здоровью и жизни людей и состоянию природной среды.

Опасности следующие:

  • Радиоактивность.
  • Ядовитость (токсичность).
  • Коррозийность – способность разъедать тару.
  • Огнеопасность.
  • Взрывоопасность.
  • Окисление, может привести к возгоранию.

Все опасные вещества также разделяются:

  • на инфекционные;
  • высокотоксичные;
  • органические пероксиды;
  • химические соединения с ярко выраженными окисляющими свойствами;
  • соединения, выделяющие газы, воспламеняющиеся при контакте с жидкостью;
  • вещества, способные загораться сами по себе;
  • твердые десенсибилизированные, твердые и легковоспламеняющиеся, самореактивные вещества.

Почему так важно точно определить класс опасности вещества? Зная класс, Вы сможете быстро выбрать тару, которая нужна для транспортировки, выполнить тестирование, оформить сопроводительную документацию, проинструктировать водителя и сопровождающий персонал. Кроме того, в обязанности грузоотправителя включается маркировка тары.

Правила на основе соглашения

В России действуют Правила ДОПОГ, принятые на основе вышеупомянутого международного соглашения. Правила приняты еще в 1995 году. В 1999 году в документ были внесены правки.

По сути, правила являются подсказкой в оформлении груза, автотранспорта и маршрута, по которому следует груз.

Основные пункты правил такие:

  • Введение.
  • Организация перевозок.
  • Порядок взаимодействия транспортных компаний с грузоотправителями и грузополучателями.
  • Требования к процессу погрузки-разгрузки, таре, автомобильному транспорту.
  • Требования, которые предъявляются к водителю ТС и к сопровождающему персоналу.
  • Классификация опасных грузов и требования к некоторым категориям.
  • Перечень грузов, представляющих особую опасность для человека и природы.
  • Примеры документов (карточки, таблицы).
  • Прочие приложения.

Правила ДОПОГ регламентируют этапы организации перевозок:

  • получение разрешения на перевозку грузов вне РФ;
  • получение лицензии на перевозку грузов, представляющих повышенную степень опасности;
  • подписание договора;
  • подготовку экипажа – водителя и сопровождающего персонала;
  • составление маршрута следования товара;
  • погрузку-разгрузку грузов;
  • правила движения транспорта;
  • правила совместной транспортировки грузов, имеющих разный класс опасности;
  • использование б/у тары;
  • действия персонала при наступлении внештатных ситуаций, включая ДТП.

Требования к записям в товарно-транспортных накладных

На перевозимый опасный груз обязательно должна быть накладная. Этот документ заполняется на государственном языке отправителя груза. Если это не немецкий, английский или французский, то обязательно нужно составить еще одну копию на одном из них.

Записывая название груза в документе, нужно указывать идентификационный номер UN (ANO). Этот номер, как указывалось выше, имеет 4 цифры. Обязательно нужно писать полное название груза. К примеру: кислота соляная.

После этого нужно указать главный и, если он есть, дополнительный класс опасности. Группу упаковки также нужно отметить. Словами нужно записать тип тары, ее количество и вес.

Маркировка упаковки

Перевозимый опасный или очень опасный груз должен иметь соответствующую упаковку. Существует три группы упаковок, отвечающие разной степени опасности перевозимого груза.

Группы следующие:

  • I – очень опасный груз;
  • II – опасный груз;
  • III – груз с небольшой степенью опасности.

Упаковку должен выбирать отправитель опасного груза. Двойная упаковка существует только неразбираемая. В противном случае упаковка называется комбинированной. Довольно часто транспортные компании применяют IBC (Intermmediate Bulk Container). Этот контейнер имеет среднюю грузоподъемность до 3000 литров. Контейнер такого типа считается тоже упаковкой.

Обязательна маркировка груза, которая включает в себя и знак опасности.

Это ромб, имеющий длину ребра не больше 100 мм. Все знаки опасности должны располагаться только на одной стороне упаковки.

Кроме знаков опасности, должна быть отметка о надежности тары.

Для этого применяют буквы английского алфавита X, Y и Z:

  • X – это очень надежная упаковка, принадлежащая к одной из групп I-III.
  • Y – просто надежная тара. Соответствующие группы – I и II.
  • Z – упаковка с удовлетворительной степенью надежности. Группа III.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − 4 =