Главная / Правовой ликбез / Категории автомобильных дорог

Категории автомобильных дорог

Автомобильные дороги являются сложными транспортными сооружениями, которые обустраиваются на специально отведенной местности. Все автомобильные дороги России делятся на дороги государственного, республиканского, областного (регионального), местного и частного значения.

Кроме того, в зависимости от напряженности и разрешенной скорости движения, количества полос, автодороги различаются по категориям. Всего таких категорий пять.

Разбивка дорог по категориям была принята на уровне законодательства для того, чтобы водители рассчитывали скорость своего движения и ориентировочное время, которое они могут пробыть в пути.

Перечень категорий автодорог закреплен в Федеральном законе №257.

Кроме списка категорий, данный документ определяет:

  • основы функционирования и использования автодорог, порядок проведения дорожных работ;
  • условия обеспечения сохранности автодорог, их развития и усовершенствования;
  • порядок содействия применению современных технологий при обустройстве автодорог;
  • основы государственного управления в сфере проведения дорожных работ;
  • основы интеграции российских автодорог в международную транспортную сеть.

Категории и их значения

Как мы уже отметили, исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик, различают пять категорий автодорог.

А именно:

  • I категория (автомобильные магистрали и автострады, имеющие усовершенствованное покрытие, ширину 15 метров и более, с разделительной полосой, отделяющей встречные транспортные потоки);
  • II категория (дороги с асфальтовым покрытием, соединяющие административные, промышленные и культурные центры, имеющие ширину не меньше 7,5 метров);
  • III категория (дороги, обустройство которых выполнено по упрощенным техническим требованиям, имеющие ширину не меньше 7 метров);
  • IV категория (дороги с простым покрытием, которые предназначены для неинтенсивного движения, имеющие ширину проезжей части не меньше 6 метров);
  • V категория (дороги с покрытием низкого типа или вообще без него, имеющие ширину не меньше 4,5 метров).

Первая категория имеет три подкатегории:

  • I А (автомагистрали);
  • I Б (скоростные автодороги);
  • I В (обычные автодороги).

Дороги этой категории являются самыми нагруженными. Для каждого направления движения они имеют минимум две полосы, при этом ширина одной полосы не может быть меньше 3,5 метров.

Свойства дорог каждой из категорий

Каждая категория дорог имеет свои свойства: разную пропускную способность, допустимую скорость движения, продольный уклон.

Категория Продольный уклон Пропускная способность Допустимая скорость движения
I Не более 3% (на расстоянии 100 метров дорожное полотно может пониматься и опускаться не более чем на три метра) 7000 авто и более (в сутки) До 120 км/час на пересеченной местности, 150 км/ч на равнинной местности
II Не более 4% 3000-7000 автомобилей До 120 км/час
III Не более 5% До 3000 автомобилей До 100 км/час
IV Не более 6% 200-1000 транспортных средств До 80 км/час
V Не более 7% До 200 транспортных средств До 60 км/час

Кроме приведенных характеристик, дороги разных категорий отличаются друг от друга наличием или отсутствием разделительной полосы, типами пересечений с другими автомобильными дорогами, железнодорожными и трамвайными путями.

Чем ниже категория – тем меньшие у нее эксплуатационные характеристики.

Особенности присвоения категорий

Присвоение категории напрямую зависит от назначения дорог, которые могут быть общего и необщего использования. Дороги общего пользования предполагают свободное перемещение по ним неограниченного круга лиц. Иные дороги предназначены для частных нужд, муниципальных или государственных потребностей. Перечень местных дорог определяется местными органами власти, и далее – по возрастающей. Всем дорогам присваивается номер, ОП или НП соответственно.

Порядок присвоения категорий закреплен Постановлением Правительства РФ №767 («О классификации автодорог в РФ»). В соответствии с этим документом категория дороги может назначаться только исходя из наибольшей перспективной интенсивности движения (с учетом перспективного периода).

Перспективный период при присвоении категории дороге общего пользования составляет 20 лет. Подъездные автодороги проектируются на расчетный период, соответствующий завершению строительства с учетом объема движения во время строительных работ.

В качестве расчетной напряженности движения берется суточная интенсивность проезда в обоих направлениях за последние 12 месяцев перспективного периода. При наличии сведений о часовой интенсивности движения берется максимальная часовая интенсивность за 50 часов за последние 12 месяцев перспективного периода.

Интенсивность для подъездных дорог определяется исходя из среднемесячной интенсивности движения самого напряженного по перевозке времени года.

Кем принимаются решения

Категория той или иной дороги определяется после проведения специальной оценки состояния транспортного пути.

Решения об оценке и присвоении категорий принимаются:

  • федеральным дорожным агентством (если оценивается федеральная трасса общего пользования);
  • федеральным органом исполнительной власти (если оценивается федеральная дорога необщего пользования, состоящая у него на балансе);
  • органом государственной исполнительной власти субъекта РФ (если классифицируются дороги регионального или межмуниципального значения);
  • местным органом власти (если оценивается дорога местного значения).

При оценке частной дороги решение о присвоении категории принимается ее собственником.

Назначение категории происходит в течение одного месяца со дня приемки итогов работ по оценке технических характеристик автодороги.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − семь =